Что надо знать

Факторинговая услуга – комплекс услуг, включающий получение финансирования под уступку денежного требования, управление и инкассацию дебиторской задолженности, страхование рисков по платежам, консалтинговые и информационные услуги, поиск новых партнеров для клиентов.

Фактор – факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

Клиент – поставщик товара, заключивший договор с факторинговой компанией.

Дебитор – покупатель товара у поставщика (клиента факторинговой компании).

Договор факторинга – скрепленное печатями и подписями право фактора требовать деньги с дебитора поставщика. Этим же документом оговаривается вознаграждение фактора.

Факторинговое вознаграждение – все, что фактор заработал на факторинговой операции.

Вознаграждение фактора, как правило, складывается из трех составляющих:

фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке (60–80 рублей)плата за факторинговое обслуживание, сервис (проверка дебитора, установление лимита финансирования)плата за использование предоставленных средств (16–19% годовых в рублях)

Факторинг с регрессом – фактор не берет на себя ответственность по рискам. Если дебитор не заплатит деньги, поставщик обязуется возместить ущерб.

Факторинг без регресса – фактор полностью берет на себя риски в случае неоплаты товара.

Конвенционный факторинг – поставщик получает не только деньги, но и целый комплекс услуг, включающий бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое, кредитное обслуживание.

Реверсивный факторинг – финансирование под закупку на условиях отсрочки платежа.

Конфиденциальный (скрытый) факторинг – услуга, при которой финансирование поставщика происходит без уведомления дебитора о том, что его задолженность переуступлена третьему лицу.

Открытый факторинг – дебитор ставится в известность, что его задолженность переуступлена другому лицу.

Синдицированный факторинг – альянс факторинговой компании и банка. Банк предоставляет финансовые ресурсы, компания оказывает дополнительные услуги.

Внутренний факторинг – все три участника процесса – фактор, поставщик и дебитор находятся в одной стране.

Международный (внешний) факторинг – поставщик и дебитор являются резидентами разных государств. В сделке участвуют два финансовых агента: сторона экспортера предоставляет финансирование, сторона дебитора берет на себя кредитные риски и инкассацию дебиторской задолженности.

Льготный период — время, предоставляемое покупателю фактором дополнительно (сверх отсрочки платежа, указанной в договоре поставки) для выполнения своих обязательств. У разных факторов льготный период составляет от 90 дней до 270 дней. За льготу приходится платить – от 0,2% годовых за каждый день.

Преимущества

+ Для оформления договора факторинга, предприятие должно отвечать минимальным требованиям: иметь постоянных покупателей, оплачивающих товар по безналу.

+ Факторинг – более гибкий финансовый инструмент, чем кредит.

+ С помощью факторинга возможно решение таких насущных для поставщика проблем, как:

• недостаток оборотных средств• ускорение оборачиваемости денег• наращивание объемов продаж• превращение дебиторской задолженности в деньги• получение дополнительного финансирования• ликвидация кассового разрыва

+ покупатель (дебитор) тоже получает некоторые преимущества:

• отсрочку платежа• планирование графика погашения долга• увеличение покупательской способности

Проблемы

— Отсутствие четкой законодательной базы – нет специализированного закона, термина «факторинг» нет в официальных документах, не решен вопрос с отменой лицензирования.

— Факторинг хоть и удобнее кредита, но обходится дороже в среднем на 30%

— Начинающей компании со скромным оборотом сложно найти фактора. Практика показывает, что банки предпочитают иметь дело с серьезными фирмами и не хотят брать на себя дебиторские риски.

— Факторинг без регресса оказывают единицы. А именно такая услуга наиболее востребована среди представителей малого и среднего бизнеса.

— Не каждое предприятие может воспользоваться услугами факторинговой компании. Среди них:

• предприятия с большим количеством дебиторов, у которых маленькие суммы задолженности• бюджетные организации• компании, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции• строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками• компании, в основном работающие по бартеру• предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты, по условиям которых оплата происходит поэтапно или по авансовой предоплате

Основные отличия факторинга от кредита Кредитование Факторинг

ОбеспечениеЖесткие требования по обеспечению, залогуОбеспечения, как правило, не требуется

Сроки финансированияКраткосрочные кредиты – до 180 дней, за просрочку – штрафы До 180 дней по каждой поставке плюс предоставление льготного периода (до 270 дней), в течение которого штрафы не взимаются

Объем финансированияСумма определяется заранее (не более 75% стоимости залога)Растет по мере роста объемов продаж

Погашение задолженностиЗа счет собственных средств клиентаЗа счет средств, поступивших от дебиторов

Факторинг в странах ЕССтранаКоличество факторовОборот, млн евро

Великобритания100237,205

Италия40111, 175

Германия4055,11

Франция2589,02

Сам себе регулятор

Единого мнения по поводу того, нуждается ли факторинг в лицензировании, нет.

Во многих развитых странах, например, в Великобритании, рынок регулирует себя сам. Английский юрист Эндрю Найт провел исследование, предметом которого стала зависимость рынка факторинга от уровня развития законодательства в странах Европы. Выяснилось, что чем более зарегулирован рынок, тем он менее развит. Проведенное исследование подтверждают данные о факторинге в странах ЕС. В России вообще нет специального закона. Согласно Гражданскому кодексу, финансированием под уступку денежного требования могут заниматься банки и другие коммерческие организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности. Однако где должны получать лицензии фирмы, не являющиеся банками, так и не определили.

НЮАНСЫ

Что дает факторинг

Компания-поставщик может получить деньги – до 95% – сразу после отгрузке товара или оказания услуги.После этого факторинговая компания получает право требовать долг с покупателя (дебитора) самостоятельно, а тот имеет возможность расплачиваться с некоторой отсрочкой. Оставшиеся деньги – за минусом факторингового вознаграждения – поставщик получает после того, как дебитор произвел оплату. Помимо финансирования факторинговое обслуживание включает дополнительные сервисы, такие, как страхование рисков, управление дебиторской задолженностью, предоставление клиенту информации по его действующим и потенциальным партнерам.

Кому нужен факторинг

Сами факторы считают, что всем компаниям, продающим товары или услуги.В принципе каждое предприятие независимо от масштаба может найти свой факторинговый продукт. Выбор, скорее всего, зависит от отношения руководства компаний к тем или иным финансовым схемам. Отечественная практика показывает, что чаще факторингом пользуются предприятия малого и среднего бизнеса.

Участники рынка

• универсальные банки• факторинговые компании, имеющие банковскую лицензию и занимающиеся• только факторингом• специализированные факторинговые компании без лицензии ЦБ

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Азы

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.