НПФ. Представители негосударственных пенсионных фондов на каждом углу кричат о том, что их клиентам беспокоиться не о чем. Согласно закону «Об НПФ» (а отдельного закона о несостоятельности пенсионных фондов в России нет), в случае банкротства фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок передаются в Пенсионный фонд России (ПФР). Пенсионные резервы также не включаются в общую конкурсную массу, а напрямую направляются на удовлетворение требований вкладчиков (тех, кто заключил договоры) и участников (тех, в пользу кого заключены договоры) фонда. Это, по мнению участников рынка, делает добровольное пенсионное страхование и передачу пенсионных накоплений в НПФ абсолютно безопасными.
На практике ситуация не выглядит столь уж радужной. Прежде всего заявления некоторых российских чиновников о том, что банкротств НПФ пока не было, не соответствуют действительности. Одна из самых нашумевших историй — крах кемеровского «Стимул-фонда», входившего в 50 крупнейших НПФ России. Получить деньги клиентам (а это более 30 тыс. человек) не удалось — большая часть средств фонда находилась на счетах в Кузбассбанке, который объявил себя банкротом. «Стимул-фонд» при его ликвидации оказался кредитором последней очереди, поэтому его клиенты денег так и не увидели.
Были и другие банкротства. В 2000 году был признан несостоятельным НПФ «Пермский», 850 из 1300 его клиентов потеряли часть своих сбережений (около 1,3 млн рублей без учета процентов). «Народный капитал» из Набережных Челнов стал жертвой кризиса 1998 года и местного Комитета по управлению коммунальным имуществом, отозвавшего свой вклад из учредительного капитала фонда. С клиентами ему, впрочем, удалось рассчитаться. Меньше повезло вкладчикам НПФ «Байкал»: последний вложил все средства в акции Ангарской нефтехимической компании. После того как их курс упал, вкладчики остались ни с чем (фонд на тот момент действовал уже без лицензии, которую отобрала Инспекция НПФ за наличие в портфеле бумаг только одного эмитента). Самарский НПФ «Русский капитал» с самого начала действовал без всякой лицензии и представлял собой классическую пирамиду. Вкладчики после банкротства, само собой, не получили ничего.
Истории разные, но практический вывод можно сделать один: прежде чем доверить свои средства пенсионному фонду, постарайтесь убедиться в том, что он действует в рамках закона. Выбирать лучше прозрачные фонды, передающие резервы в управление известным УК. Разумеется, контроль над деятельностью НПФ в последние три года существенно возрос, но если речь идет об обеспечении старости, лучше перестраховаться.
Управляющая компания. В случае приостановки лицензии УК должна передать средства своих фондов в управление другой компании. Если этого не произойдет в течение трех месяцев, начинается процедура ликвидации ее фондов. Сначала выплачиваются вознаграждения реестродержателю, специализированному депозитарию, оценщику, аудитору, УК и тем клиентам, которые подали заявки на погашение паев до появления оснований для ликвидации, а лишь затем «обычным» пайщикам. Разумеется, средства свои клиенты ликвидируемых фондов увидят не сразу — удовлетворение требований остальных кредиторов займет какое-то время. Однако при благоприятном раскладе материально пайщики почти не пострадают (сумма выплачиваемых вознаграждений не может превышать 5% от распределяемых между кредиторами денежных средств).
Не пострадают в случае банкротства управляющей компании и пенсионные накопления — степень их защиты даже выше, чем в НПФ. Передаваемые в УК средства застрахованных лиц остаются собственностью ПФР и туда же возвращаются при превращении компании в «проблемную». В положенный срок вам придет извещение о состоянии лицевого счета, и вы сможете вновь передать накопления в частные руки, если первый опыт не отобьет у вас к этому охоту.
Но, как и в ситуации с НПФ, самые серьезные проблемы возникают в том случае, если обанкротится банк, в котором УК держит свои средства. В феврале 2005 года ФСФР приостановила лицензию УК «Топкапитал», а затем началась процедура ликвидации находящихся в управлении этой компании паевых фондов. Все закончилось бы относительно быстро и безболезненно, не будь отозвана лицензия у банка «Олимпийский», в котором «Топкапитал» держал свои средства. Как и в случае с Кузбассбанком, клиенты УК оказались кредиторами последней очереди. Пайщики в итоге получили лишь 40% средств, причитавшихся им, исходя из расчетной стоимости чистых активов фондов. Та же судьба, видимо, ждет и клиентов УК «Нефтегазовые активы». По данным ФСФР, 86% активов фонда акций «Нефтегазовая отрасль — акции» и 27% активов фонда смешанных инвестиций «Нефтегазовая отрасль» оказались на счетах в «Алмаззолотобанке», который в сентябре 2005 года также лишился лицензии.
МЭРТ России планирует доработать закон о несостоятельности, прописав в нем особенности банкротства управляющих компаний и НПФ. Однако гораздо полезнее было бы создать механизм страхования вкладов этих организаций, обеспечивающий удовлетворение их требований в случае банкротства банка-корреспондента. Разговоры об этом идут уже не первый месяц, а вот реальных шагов пока не заметно. Не так давно руководитель Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов заявил, что концепция создания соответствующего фонда пока отсутствует и его появление следует рассматривать скорее в «среднесрочной перспективе».
Брокер. В случае с профессиональными участниками рынка ценных бумаг спокойствие клиента — в значительной степени дело рук самого клиента. Закон «О банкротстве» вроде бы решает все вопросы. Принадлежащие инвестору ценные бумаги и денежные средства на специальном брокерском счете не включаются в общую конкурсную массу, они по его желанию либо возвращаются, либо передаются другому профучастнику. Казалось бы, все гладко, однако проблемы могут возникнуть и тут, особенно если вы невнимательно читали договор. В последнем может быть предусмотрена возможность использования денежных средств клиента брокером по своему усмотрению. Так что денег на вашем счете в нужный момент может не оказаться. В этом случае по тому же закону ваши требования подлежат удовлетворению в порядке общей очереди (то есть после работников обанкротившейся организации и налоговых органов). Именно в такой ситуации оказались клиенты инвестиционной компании «Пролог», обанкротившейся в 2003 году (вслед за которой почили Ямальский фондовый центр и брокерская компания «Четвертое измерение»).
Если же банкротство было преднамеренным, спасти вас не сможет даже чудо. В этом случае существует масса уловок (как полулегальных, так и нелегальных), которые позволяют брокеру распорядиться средствами клиента и его ценными бумагами по собственному усмотрению. Такие мероприятия, как правило, готовятся заранее, и специалисты по взысканию долгов тут вряд ли что-то сделают — пора обращаться в прокуратуру.
Помочь клиентам российских брокеров могло бы создание системы страхования, аналогичной американской. В США инвестор может обратиться в Корпорацию по защите владельцев ценных бумаг (Securities Investor Protection Corporation), которая выплачивает компенсации в случае банкротства брокера. Эта организация, созданная более 30 лет назад, страхует клиентские счета чистой стоимостью до $500 тыс. в расчете на одного клиента. Действие закона распространяется и на нерезидентов, так что если вы торгуете на международных фондовых рынках через американского брокера, его банкротство не лишит вас денег.
России до этого, впрочем, еще далеко: чтобы понять разницу в подходе государства, достаточно сопоставить отечественную и американскую систему страхования вкладов: в США клиенты банков в случае банкротства получают компенсации в размере до $100 тыс., у нас — 100 тыс. рублей.
Процедура возврата денег
1. После опубликования решения о ликвидации финансовой организации ее клиент должен зарегистрировать свои требования в ликвидационной комиссии. Кредиторам на это дается не менее двух месяцев, необходимые документы — договор и удостоверение личности.
2. В течение двух месяцев после завершения срока регистрации требований ликвидатор проводит собрание кредиторов, где рассматриваются ход ликвидационных процедур, промежуточные балансы и т. п.
3. С первого дня после утверждения промежуточного ликвидационного баланса (в случае банкротства он должен быть согласован с регулятором) начинаются выплаты кредиторам. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются лишь после окончания всех расчетов с предыдущей, так что процесс может растянуться на месяцы.
Журнал «Финанс.» № 9 (146) 6-12 марта 2006 — Инвестиции
Оксана Трускова Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.