ЖКХ: плоды просвещения

Не читал, но осуждаю. В акциях протеста против реформы ЖКХ, прокатившихся по России на прошлой неделе, участвовало, по разным данным, от 150 тыс. до 800 тыс. человек. Основное требование митинговавших – отменить вступивший в силу 1 января 2005 года Жилищный кодекс. В то же время социологические опросы показывают удивительную вещь – при том, что вопрос о ценах на услуги ЖКХ волнует почти всех, значительная часть населения имеет очень слабое представление о сути жилищно-коммунальной реформы. Так, например, опрос ROMIR monitoring, проведенный в конце февраля, показал, что более половины жителей Москвы ничего не знают о том, что до 1 марта нынешнего года они должны были выбрать управляющую компанию для обслуживания коммунального хозяйства своего дома. Ситуация выглядит достаточно парадоксально – люди, протестующие против нового Жилищного кодекса, вполне могли даже не ознакомиться с этим документом.

«Несмотря на то что целевая аудитория митингов протеста против реформ ЖКХ постоянно расширяется, следует отметить, что никакой позитивной программы у митингующих нет. Во многом негодование по поводу повышения тарифов на жилье обусловлено тем, что люди привыкли к тому, что об обслуживании собственной квартиры можно не заботиться. На мой взгляд, приватизация жилья была проведена неправильно – нужно было поделить между гражданами не только квадратные метры жилого фонда, но и землю под домами, и общее домовое имущество. Тогда бы такого возмущения не было – никто ведь не возмущается тем, что для того, чтобы автомобиль ездил, нужно тратить деньги на ГСМ и техобслуживание. Тогда почему такое возмущение по поводу техобслуживания квартиры? А так людям достались воздух и право наклеивать обои на непонятно кому принадлежащие стены», – считает исполнительный директор консалтинговой группы «Лекс» Виталий Субботин.

«Совершенно очевидно, что в каком бы регионе ни повышались тарифы, население будет против. Это нормальная реакция. Однако наша практика показывает: когда люди действительно видят, что с приходом новой компании в их городе нет перебоев с отоплением, водой или светом, то они понимают, за что платят, – считает представитель компании «Комплексные энергетические системы» Надежда Рукина. – Объективно повышение цен на жилищно-коммунальные услуги происходит из-за подорожания топлива и электроэнергии. Кроме того, увеличение тарифов – это возможность получения средств на модернизацию порядком изношенной инфраструктуры, строительство новых современных объектов, повышение заработной платы сотрудникам коммунальной сферы. В конечном итоге это повышение качества услуг».

Языком цифр. В среднем по стране, по данным Росстата, за первые два месяца 2006 года тарифы на ЖКХ выросли на 15%. При этом, по заверениям главы Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергея Новикова, в нынешнем году рост коммунальных тарифов не превысит 29,5%. За прошлый год тарифы на услуги ЖКХ выросли на 32,6%. При этом темпы инфляции, по официальным данным, составили 10,9%, и в этом году правительство ожидает их снижение до 8,5%. Инфляция за первые два месяца этого года составила 4,1%. Рост тарифов на услуги ЖКХ, таким образом, опережает ее в 3,7 раза.

Предельный уровень тарифов на ЖКУ для всех регионов на 2006 год был установлен еще в августе прошлого года. Тогда же правительство решило, что оплачивать эти услуги с 1 января надо «в размере 100% экономически обоснованных затрат». После публикации этого постановления ряд регионов (в частности, Москва) заявили о том, что никакой 100-процентной оплаты услуг ЖКХ на их территории не произойдет, а ряд экспертов предрек такие же социальные волнения, как после вступления в силу печально знаменитого закона о монетизации льгот на транспорт и медицинские услуги.

После этого федеральные власти приняли меры для ужесточения тарифного регулирования. В частности, через Думу в ускоренном порядке был проведены изменения в закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Согласно новым положениям, тарифы на услуги ЖКХ должны регулироваться ФСТ. Эти поправки вступили в силу в конце прошлого года, когда их утвердил Владимир Путин.

Кому на благо. Рост тарифов на коммунальные услуги, много лет подряд в разы превышающий темпы инфляции, не нравится никому. Однако разбираться в том, что является действительной причиной такого роста, обыватели не спешат. Между тем сделать это рано или поздно придется. Главным источником неприятностей тех, кто митингует против реформы в области ЖКХ, является та самая система муниципальных ГУПов, вплоть до последнего времени обслуживающая коммунальные нужды граждан на безальтернативной, монопольной основе. Цены на услуги ЖКХ растут с такой устрашающей скоростью именно потому, что жилищно-коммунальная отрасль остается неконкурентной. Реального способа проверить уровень затрат такой компании не существует. Монополию можно в течение какого-то времени контролировать при помощи применения политической силы, однако такой контроль гораздо менее эффективен, чем соперничество нескольких конкурирующих компаний, издержки и цены которых устанавливаются не произвольно, а в ходе борьбы за клиента.

Нынешние выступления против реформы ЖКХ закончатся скорее всего привычным образом. Как и в случае с монетизацией льгот на транспорт и медицинское обслуживание, власти заглушат общественное возмущение при помощи очередного увеличения непроцентных расходов бюджета.

Соотношение сил. Напомним, что по новому Жилищному кодексу жильцы многоквартирных домов могли покупать коммунальные услуги у поставщиков самостоятельно, объединившись в товарищество собственников жилья (ТСЖ), либо нанять для этой цели управляющую компанию. Жилищный кодекс предусматривает также вариант, когда жильцы не принимают никакого решения. В этом случае органы местного управления должны провести конкурс, в результате которого управляющая компания для «молчунов» будет назначена принудительно. Однако положение о проведении конкурсов для выбора управляющей компании было подписано премьер-министром Михаилом Фрадковым лишь 6 февраля, поэтому окончательный срок выбора способа управления коммунальным хозяйством был продлен до 1 января 2007 года. До этого срока граждане должны решить, кто и в какой форме будет предоставлять им услуги, местные власти – организовать конкурсы для тех, кто не хочет сам принимать решение.

Пока количество частных управляющих компаний в России невелико. Практически они образуются только в новостройках, в которых создание ТСЖ и наем управляющей компании прописаны в договоре с застройщиком. Да и самих товариществ еще очень мало. «Сейчас ТСЖ созданы лишь в 3% всех домов, находящихся в жилом фонде, статистики по частным управляющим компаниям у меня нет, но, по экспертной оценке, они обслуживают не более 10% от общей площади многоквартирного жилищного фонда», – говорит руководитель сектора отдела городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев.

На рынке ЖКХ работает всего одна крупная компания – «Российские коммунальные системы», созданная в 2003 году РАО «ЕЭС России». В течение первых двух лет она была убыточной, но после того, как РАО продало этот бизнес принадлежащей Виктору Вексельбергу компании «Комплексные энергетические системы», РКС по результатам прошлого года получила прибыль в размере 300 млн рублей.

«Мы считаем, что процесс реформирования коммунальной отрасли находится сегодня в самой начальной стадии, поэтому пока правила работы этого рынка только определяются. Еще очень мало частных компаний, готовых работать в этом секторе. По сути, сегодня «Российские коммунальные системы» являются самым крупным игроком. Но уже в самом ближайшем будущем появятся новые компании, которые будут конкурировать между собой, бороться за потребителя. А это означает, что качество услуг будет повышено. Состояние системы ЖКХ во всех регионах разное, это мы видим на собственном опыте, поскольку сегодня работаем в 12 регионах. Безусловно, там, где состояние инфраструктуры плачевное, частным компаниям придется труднее, но это не означает, что ничего не будет меняться в лучшую сторону», – полагает Надежда Рукина.

«Сейчас, по нашим данным, частные управляющие компании занимают приблизительно 10% всего рынка ЖКХ, – говорит Виталий Субботин. – Но эта статистика приблизительная, она варьируется в зависимости от регионов. Например, в Петербурге их значительно больше, чем в Москве. Я думаю, количество управляющих компаний значительно увеличится после того, как строительные фирмы оценят для себя потенциал этого рынка. Ведь у них есть все необходимое для создания таких компаний. Сейчас они в основном занимаются обслуживанием нового жилищного фонда. Такое обслуживание должно быть достаточно прибыльным бизнесом, чтобы принадлежащие им управляющие компании могли бы через какое-то время, накопив достаточно средств, начать работать с более старым жилым фондом», – полагает эксперт.

Что будет дальше. Подойдет крайний срок, в течение которого граждане должны выбрать себе подрядчика, и всем, кто поведет себя пассивно, достанется выбранный местными властями акционировавшийся ДЕЗ. «В целом по России, я думаю, примерно 60% граждан будут выбирать УК пассивно, а 40% выберут себе управляющую компанию самостоятельно. Единственный город, который станет исключением, – это Москва. В нем все очень зависит от позиции правительства города. Если оно не будет вести разъяснительную работу, значительная часть москвичей выберет себе управляющую компанию пассивно. Есть все основания предполагать, что правительство Москвы заинтересовано в сохранении нынешнего положения», – считает Владилен Прокофьев.

Сменившая «вывеску» ДЕЗ по старой привычке монополиста может продолжить попытки получения сверхприбыли. Только тянуть деньги она будет уже не из двух источников – будучи коммерческим предприятием, она лишится возможности получать деньги из федерального бюджета.

Часть ДЕЗов будет акционирована, часть останется в муниципальной собственности. «Акционировать ДЕЗ или оставить ее в прежней организационной форме, в виде ГУПа, – это зависит от воли собственника. Сейчас на ряде предприятий коммунального хозяйства акционирование уже проведено, в другой части – будет проведено в ближайшее время», – говорит Владилен Прокофьев.

В 2007 году, когда договоры на обслуживание будут заключены и система начнет свою работу, в какой-то момент граждане с удивлением обнаружат, что условия, на которых обновленная ДЕЗ согласна работать со своими клиентами, значительно ухудшились по сравнению с тем, что было до начала развития рынка в области ЖКХ. И что предложения со стороны частных управляющих компаний выглядят гораздо более выгодными, чем у ДЕЗов (не говоря уже о тех домах, которые покупают себе услуги ЖКХ, объединившись в ТСЖ). При этом как ДЕЗы, так и частные УК, оказавшись в условиях рынка, смогут достаточно легко обходить ограничения, которые накладывает на них ФСТ при помощи централизованно утвержденного тарифа. Для этого достаточно будет брать деньги с жильцов не за собственно коммунальные услуги, а за какие-нибудь вторичные сервисные функции, стоимость которых будет искусственно раздута. Такой услугой может стать, скажем, стоимость обслуживания расчетного счета плательщика.

«Ситуация, в которой ДЕЗы, превратившись в акционерные общества, увеличат свои аппетиты, вполне возможна, – считает Виталий Субботин. – Из нее может быть только один выход – проводить информационную работу, повышать осведомленность граждан и частного бизнеса о том, какие возможности предоставляет им реформа ЖКХ», – добавляет он.

«Те, кто не будет выбирать УК, в любом случае получат договор только на год. Пятилетний договор можно будет заключить только в том случае, если жильцы выбрали ДЕЗ самостоятельно. Что же касается ухудшения условий обслуживания, то, согласно положению о конкурсах, у граждан будет возможность проследить за процедурой их проведения. То есть, если даже все жильцы не приняли общего решения о выборе УК, отдельные активные представители смогут присутствовать на конкурсе и влиять на процедуру принятия решения, – поясняет Владилен Прокофьев. – Что же до условий обслуживания, то в столице они точно не улучшатся и не ухудшатся, а останутся прежними. Правительство Москвы будет по-прежнему жестко контролировать ДЕЗы и не позволит им каким-либо образом повысить стоимость обслуживания граждан».

Когда люди обнаружат, что им навязали невыгодный договор, митинговать уже будет бесполезно. Придется идти в суд и доказывать там, что договор грабительский, навязанный и заключен с нарушениями закона. После расторжения таких договоров скорее всего эти граждане будут объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ), причем не на уровне одного дома – объединение на уровне кварталов или даже микрорайонов окажется гораздо более выгодным. И управляющие компании вырастут не только из дочерних УК строительных компаний, но и из добровольных объединений жильцов.

Когда же сформируется рынок жилищно-коммунальных услуг? «Если власти не будут делать резких движений, тормозящих эту реформу, я думаю, что полноценный рынок сформируется уже через 3-5 лет. Это, естественно, не касается Москвы, где все очень сильно зависит от позиции местных властей», – говорит Владилен Прокофьев. «Я думаю, что в ближайшие 3-5 лет мы сможем увидеть разительные перемены в отрасли», – соглашается Надежда Рукина.

Журнал «Финанс.» № 10 (147) 13-19 марта 2006 – Экономика
Павел Рябиков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.