Элла Томилина, заместитель генерального директора ООО «Энергокапитал-Консалт», к. э. н.
С одной стороны, это связано с относительной новизной подобного актива для российских компаний в их современном «рыночном статусе», с другой — с особенностями и сущностью самого гудвилла как такового.
В бытовом понимании любая компания имеет ту или иную деловую репутацию, закрепленную статьей 150 ГК РФ «Нематериальные блага», объектом оценки может служить только деловая репутация, поставленная на баланс предприятия. В балансе же такая величина появляется только в том случае, если предприятием была совершена покупка другого предприятия. Стоимость собственной деловой репутации в балансе не отражается! При этом деловая репутация не существует отдельно от предприятия — это неотчуждаемое имущество. Ею нельзя распорядиться отдельно от предприятия. Эта черта отличает данный вид активов от всех иных объектов бухучета, включая другие виды нематериальных активов (НМА).
Деловая репутация не имеет определенного срока жизни. Отечественная практика исходит из того, что большинство возможных факторов, составляющих положительную деловую репутацию, приносят экономическую выгоду в течение 20 лет с даты приобретения. За это время деловая репутация должна быть амортизирована. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что принятый период амортизации является условным и может сказаться на точности исчисления финансового результата деятельности предприятия. Отдельные страны ввели максимальный период амортизации: Япония — 5 лет, Нидерланды, Швеция — 10, Австралия — 20, Канада — 40.
До недавнего времени гудвилл амортизировали и в США, но теперь по требованию SEC американские компании, акции которых котируются на открытом рынке, обязаны ежегодно переоценивать этот НМА. Возможно, и Россия, находящаяся в преддверии перехода на МСФО, возьмет этот опыт на вооружение.
В нормативных документах, научной и методической литературе не существует однозначной трактовки понятия «деловая репутация». Согласно российскому бухгалтерскому учету (ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»), деловая репутация учитывается в составе НМА и определяется как разница между покупной ценой организации (стоимость приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью всех ее активов и обязательств. Это определение значительно отличается от определения в международном стандарте учета № 22, согласно которому гудвилл определяется как разница между покупной ценой и справедливой, то есть рыночной стоимостью активов фирмы.
При этом по существу подразумевается, что указанное превышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (по сравнению со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т. п.
Кстати, гудвилл — необязательно положительная величина. Если рыночная стоимость действующего предприятия ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным. Разумеется, это необязательно свидетельствует о «плохой репутации» в обывательском смысле. Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов, то есть более простым языком гудвилл — это совокупность активов, стимулирующих клиентов пользоваться товарами и услугами именно данной компании. Условно эти активы можно разбить на три группы.
1. Нематериальные активы (НМА), неотделимые от компании в целом (наличие обученного персонала, система управления компанией, постоянная клиентская база, положение компании на рынке, устойчивая и положительная репутация товаров, осведомленность клиентов, кредиторов, поставщиков, общественности о надежности компании, качестве обслуживания, финансовой устойчивости).
2. НМА, неотделимые от конкретных сотрудников компании (профессиональные качества и репутация как владельцев компании, так и ее сотрудников).
3. НМА, которые возможно отделить от компании (наличие узнаваемой и зарекомендовавшей себя торговой марки, авторских прав, лицензий, патентов, долгосрочных или уникальных контрактов, базы данных клиентов).
НМА не создают самостоятельно денежные потоки, а всего лишь участвуют в их создании. Поэтому основной задачей оценщика является определение вклада НМА в денежном потоке фирмы, а также определение возможных рисков, связанных с этим. Различают два основных подхода к определению стоимости гудвилла. Первый предполагает оценку гудвилла как источника дополнительных поступлений прибыли и использует методы выделения экономического эффекта от гудвилла в бизнесе (метод «сверхнормативной прибыли», метод преимущества в цене или в объеме реализации продукции). Второй подход основан на учете результатов конкретных сделок. Величина приобретенной деловой репутации принимается в размере разницы между суммой, фактически уплаченной за предприятие, и совокупной стоимостью отдельных активов и пассивов данного предприятия, зафиксированной в последнем по времени составления бухгалтерском балансе. Известны попытки применения «продвинутых» методов оценки — опционных (ROV): зная стоимость бизнеса (капитализацию компании), по формуле Блэка-Шоулза определяется рыночная стоимость активов, а затем вычисляется деловая репутация как разница между рыночной ценой активов и их балансовой стоимостью.
Значимость корректной оценки репутации для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гудвилла является значительной величиной наряду с оценкой материальных активов при определении стоимости бизнеса. Наиболее красивые примеры пока из зарубежной практики. Так, корпорация Philip Morris купила фирму Kraft Foods почти за $13 млрд, что было в четыре раза больше ее балансовой стоимости.
До недавнего времени гудвилл амортизировали и в США,
но теперь по требованию SEC американские компании, акции которых котируются на открытом рынке, обязаны ежегодно переоценивать этот НМА. Возможно, и Россия, находящаяся в преддверии перехода на МСФО, возьмет этот опыт на вооружение..
Журнал «Финанс.» № 3 (44) 26 января — 1 февраля 2004 — Репутационный капитал
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.