«Все, кто хотел, уже пришли» — такой взгляд на перспективы иностранных инвестиций в российское страхование весьма распространен на рынке. Его разделяют не только отечественные специалисты, но и некоторые иностранцы, успевшие освоиться в России. Подобное самовнушение продолжается уже не первый год, но без толку — западные финансисты продолжают зачинать страховые проекты в России. Кто-то плодит «дочек», кто-то становится стратегическим партнером в уже работающем бизнесе.
Сдельная работа. Уходящий год трудно назвать бедным на события. В марте лицензией обзавелась компания «Эйс» — 100-процентная «дочка» ACE European Markets, входящей в транснациональную ACE Group. В апреле международный холдинг TBIH со штаб-квартирой в Амстердаме объявил о приобретении в консорциуме с отечественной инвестгруппой «Русские фонды» контрольного пакета акций «Стандарт-резерва». В июне тот же консорциум вывел на рынок компанию «Прямое страхование», которая до смены собственника носила название «Аура». В сентябре свои виды на российский рынок обозначила крупнейшая британская страховая группа Aviva. Ее дочернее предприятие уже зарегистрировано, но пока не получило лицензию. В октябре свои планы по созданию лайф-страховщика раскрыли лидер австрийского рынка Wiener Stadtische и Московская страховая компания — они договорились поделить доли в уставном капитале своего «детища» в пропорции 25 на 75% соответственно. В ноябре новые собственники компании «Россия» предложили мировому гиганту группе AXA увеличить ее пакет акций с 1,5 до 20%.
В результате этих и ряда других сделок доля иностранцев в совокупном уставном капитале российских страховщиков может вырасти до уровняѕ пятилетней давности. По состоянию на 1 января 2000 года этот показатель составлял 5,3% и все последующие годы неуклонно снижался — вплоть до 2,7% к концу 2003 года. Но 2004 год стал переломным, по его итогам иностранное участие в капитализации отечественного рынка оценивалось уже в 3,7%. В абсолютных цифрах эта величина превышает 5,12 млрд рублей, распределенных между примерно 40 компаниями. Исполнительный директор «Амском» Денис Брызгалов отмечает, что увеличение доли зарубежных инвесторов происходит на фоне другой заметной тенденции — общего роста капитализации рынка. Тенденция эта появилась не вчера, хотя с ужесточением финансовых требований к страховщикам она получила очередной импульс. Впрочем, в противовес ей скоро начнет играть новый фактор — в самом ближайшем будущем Росстрахнадзор намерен развернуть кампанию по борьбе с «дутыми» уставными капиталами, которыми, по его данным, грешат до 70% отечественных страховщиков («Ф.» № 36). Следовательно, улучшая свои качественные параметры, рынок проиграет в количественных, а это автоматически повысит вклад иностранцев в его капитализацию.
Неисчерпаемая квота. Между тем участию зарубежных финансов в российском страховании есть предел. Согласно закону об организации страхового дела, максимальная квота для иностранных инвесторов составляет 25% от совокупного уставного капитала операторов рынка. Как только она выбирается, Росстрахнадзор прекращает выдавать лицензии заграничным «дочкам» и компаниям, более чем на 49% принадлежащим структурам из зарубежья. Правда, за все время существования подобного лимита (вплоть до начала 2004 года он составлял 15%) рынок ни разу не был даже близок к его исчерпанию. Иностранцам мешали освоиться в России другие ограничения.
Отечественный законодатель изначально не отличался повышенной лояльностью к зарубежным страховым инвестициям. В ноябре 1992 года Верховный Совет издал постановление о введении в действие закона «О страховании», которое ограничивало долю иностранного участия в уставном капитале операторов рынка 49%. Фактический запрет на создание западных «дочек» просуществовал вплоть до 24 июня 1999 года. В этот день исполнилось ровно пять лет с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейскими сообществами (Соглашение на острове Корфу), по условиям которого в течение пятилетнего срока российская сторона обязалась снять ограничения на присутствие иностранного капитала в отечественном страховании. Следующие пять месяцев дверь на российский рынок была распахнута настежь. Но с 23 ноября 1999 года поправки в базовый закон расставили новые кордоны на пути иностранцев. В несколько измененном виде они действуют до сих пор.
«Дочки» зарубежных «родителей» имеют право на существование только при условии, что материнские компании, во-первых, обладают не менее чем 15-летним опытом страховой деятельности в своих странах, во-вторых, не менее двух лет участвуют в работе российских страховщиков. Но даже удовлетворяющим этим критериям иностранцам запрещено заниматься «жизнью», обязательными видами страхования или продавать полисы государственным и муниципальным организациям.
Впрочем, уже почти два года жесткие правила имеют исключения. В развитие все того же Соглашения на Корфу инвесторы из стран Европейского союза получили возможность избежать перечисленных ограничений и обрести фактически те же права, что «исконно» российские компании, лишь бы их квота не превышала установленных пределов. Но таким образом отечественный рынок оказался открытым не только для европейцев. Большинство транснациональных финансовых групп получили доступ к нему уже потому, что имеют дочерние структуры в странах ЕС. Это относится и к американским страховщикам, в интересах которых правительство США пытается сегодня добиться полной либерализации российского страхования на переговорах о вступлении в ВТО.
ВТО без жертв. Президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль от имени отечественных операторов рынка забил по этому поводу тревогу и выплеснул ее в своих посланиях к министру финансов Алексею Кудрину, а чуть позже и к президенту Владимиру Путину. Самых ярких красок в его письмах удостоилось описание последствий от открытия филиалов иностранных компаний. Но очевидно, что ни Алексей Кудрин, ни Владимир Путин на подобные уступки не пойдут, просто потому что деятельность финансовых институтов на территории России вне ее юрисдикции невозможна. Вероятно, отдают себе в этом отчет и американцы, действуя по принципу: «Будьте реалистами — требуйте невозможного». Поэтому торг уместен.
Россия способна пойти на целый ряд послаблений, которые де-юре облегчают деятельность зарубежных инвесторов, а де-факто ничего не меняют. Например, речь может идти об увеличении квоты на их участие в уставных капиталах местных компаний или о снижении требований к опыту работы на национальных рынках. Гендиректор компании «Ренессанс-страхование» Николай Клековкин уверен, что со временем реальных ограничений для прихода заграничных инвесторов в российское страхование не останется. «Не стоит переоценивать роль властей в этом вопросе. Степень либерализации рынка далеко не единственный фактор, интересующий иностранных страховщиков. Решение о выходе на новые просторы принимается с учетом текущего состояния бизнеса. Если дела компании не слишком хороши, прибыль падает, а акционеры встревожены, то вряд ли она увлечется экспансией», — отмечает Николай Клековкин. Конечно же, многое зависит и от положения в самой России.
Ветераны-легионеры. А оно в каком-то смысле уникально: гиганты мирового страхования, лидирующие на многих региональных рынках, здесь занимают сравнительно скромные позиции. Речь идет прежде всего о немецком Allianz и американской AIG, чьи дочерние структуры можно назвать ветеранами российского страхования. «Альянс» (до декабря 2004 года — «Ост-Вест Альянс») приступил к работе еще в 1991 году, «AIG Россия» — в 1994-м. «Присутствовать на рынке, каким бы он ни был, — это давняя стратегия обоих транснациональных групп, — комментирует Денис Брызгалов. — Я бы сказал, что иностранные «дочки» пребывают сейчас в дремлющем состоянии. Они будут пробуждаться по мере развития финансовых рынков в нашей стране». Те же «Альянс» и «AIG Россия» долгое время ориентировались лишь на обслуживание клиентов своих материнских структур. Но ситуация постепенно меняется. Так, «AIG Россия» сегодня активно продает свои полисы россиянам и даже выбилась в лидеры хоть и карликового, но реального рынка страхования жизни.
Весной этого года изменил акценты в своей политике и Allianz. Его «дочка» все больше ориентируется на работу с локальными клиентами в России и СНГ — крупными индустриальными компаниями и масштабными строительными проектами. Кроме того, «Альянс» продолжает развивать корпоративное страхование жизни. В то же время розничный сектор, по словам менеджера по маркетингу этой компании Андрея Слюняева, остается за рамками стратегии ее развития. В этом сегменте Allianz делает ставку на своего стратегического партнера — «Росно», в уставном капитале которого его доля составляет 47,2%.
В России иностранцы интересуются практически всеми сегментами. Одни предвкушают расцвет «жизни». Других привлекает личное страхование вообще — ведь в стране живут 140 млн человек. Третьи присматриваются к корпоративной сфере, продолжая обслуживать своих глобальных клиентов в России. Что же касается ОСАГО — локомотива страховой розницы, то здесь иностранцы пока ведут себя осторожно. Из компаний со значительной долей зарубежного капитала высоких показателей в этом бизнесе добились только «Росно» и «Стандарт-резерв»: по итогам 9 месяцев их сборы составили 1108,17 млн и 850,21 млн рублей соответственно. «AIG Россия» и «Русь», входящая в немецкую группу Ergo (контролируется Munich Re), собирают по «автогражданке» куда более скромные суммы: 14,51 млн и 13,26 млн рублей соответственно. Другие к ОСАГО только присматриваются. «Сейчас мы осуществляем мониторинг этого рынка, чтобы отследить его основные тренды и потенциальные результаты работы на нем», — рассказывает Дмитрий Игнатьев, гендиректор компании «Цюрих-Русь», 100-процентной «дочки» группы Zurich Financial Services.
Все только начинается. По мнению Николая Клековкина, при всей мощи головных структур западные «дочки» едва ли вытеснят с рынка собственно российских страховщиков, хотя позиции иностранцев будут постоянно укрепляться, а их число расти. «Интерес к российскому рынку только просыпается. И в течение ближайших пяти лет мы увидим еще много сделок с участием зарубежного капитала», — прогнозирует Николай Клековкин. Андрей Слюняев из «Альянса» ожидает особой активности со стороны японских инвесторов. С начала года свои представительства в России открыли уже три страховщика из Страны восходящего солнца: Tokio Marine & Nichido Fire Insurance, Mitsui Sumitomo Insurance и Sompo Japan Insurance. «Японцы понимают, что в освоении российского рынка они отстали от своих западных коллег, а значит, от них можно ожидать более серьезных капиталовложений и экстраординарных шагов», — полагает Андрей Слюняев. В свою очередь Дмитрий Игнатьев уверен, что «все, кто хотел работать в России, здесь уже есть. Отдельные операторы могут проявиться, но массового захода иностранных компаний не предвидится». Чей прогноз окажется ближе к реальности, станет ясно уже в следующем году.
Журнал «Финанс.» №44 (134) 28 ноября — 4 декабря 2005 — Страхование
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.