Клинический случай

Недавно Оксана Л. пришла выписываться к врачу, которого вызывала на дом по полису добровольного медицинского страхования (ДМС). Просидела полтора часа в общей очереди вместе с пожилыми владелицами бесплатных полисов обязательного медицинского страхования (ОМС). Терапевт, прежде чем подписать больничный, убедила Оксану сделать кардиограмму и заглянуть к окулисту. В результате поход к врачу за больничным занял два с половиной часа. Единственное, чему радовалась Оксана, – полис ДМС у нее корпоративный. Платить за такое небрежное к своему времени отношение из своего же кармана она бы не стала.

Сложности. Между тем эта небрежность – результат сложных отношений между медучреждениями и страховщиками. По сути, клиника, куда обратилась Оксана, изначально была сориентирована только на клиентов по ОМС. Но потом она получила у Минздрава разрешение на оказание платных услуг, заключила договоры со страховщиками и обслуживает теперь еще и владельцев полисов ДМС. Каждую услугу, оказанную по ДМС, оплачивает страховая компания. Потому-то клиника и убеждает пациентов пройти как можно больше процедур. Дефицит медучреждений приводит к тому, что работающие на рынке могут позволить себе занижать качество услуг и завышать цены. Ежегодно медицинские услуги дорожают в среднем на 15%.

По оценкам коммерческого директора сети медцентров «Цена Качество» Константина Зайцева, таких поликлиник, обслуживающих и полисы ОМС, и полисы ДМС, в Москве около 2% от общего количества. Еще около 20% работают только в рамках ДМС, а все остальные – в рамках ОМС. Страховщики заинтересованы в появлении новых медучреждений. Так, группа «АльфаСтрахование» готова по­тратить $120 млн на покупку или строительство клиник в регионах. Начинать развивать бизнес страховщик планирует с мегаполисов и охватить в общей сложности 15–20 городов России. «Ингосстрах» решил инвестировать в этот бизнес $100 млн. В рамках трехлетнего проекта планируется открытие 24 медцентров в Москве и других крупных населенных пунктах России. Пока куплены две московских клиники «Будь здоров», открытие третьей планируется до конца 2008 года. «В регионах мы будем ориентироваться не только на местных крупных, но и на розничных клиентов», – поясняет заместитель начальника управления медстрахования «Ингосстраха» Лада Акульшина. В строительство собственных клиник инвестирует и «Ресо-гарантия». За последние два года страховщик открыл четыре клиники MedSwiss, владеет стоматологическим центром «Добрый доктор» и участвует в капитале петербургского медцент­ра «Скандинавия». «Клиника не будет раскручивать клиента на ненужные ему услуги, а их стоимость удается снизить в среднем на 5%. И, самое главное, мы можем контролировать ситуацию», – уверяет управляющий продуктом ДМС «Ресо-гарантии» Марина Черноморова. Свои клиники также есть у компании «Макс» («Лечебный центр», «Моситалмед», «Медком», «Москворечье») и у «Гута-страхования».

Опыт. Пять лет назад петербургская фирма «Медэкспресс» попыталась привлечь в свои медцентры клиентов других компаний, однако потенциальные партнеры неохотно шли на сотрудничество – боялись лишиться страхователей. С тех пор страховщик и клиники, выступающие под единым брэндом «Медэкспресс», максимально дистанцировались друг от друга. Сегодня владельцем 100% акций клиник «Медэкспресс» является АФК «Система», а 20% одноименного страховщика принадлежат «Росно».

С похожими проблемами столкнулся и «Росгосстрах». Как стало известно «Ф.», страховщик приостановил проект по строительству медицинских цент­ров в регионах, а уже имеющиеся намерен продать «АльфаСтрахованию». Идея создания клиник возникла еще в 2003 году и, по словам одного из участников рынка, принадлежала гендиректору «Росгосстраха» Данилу Хачатурову. Первую клинику компания открыла еще осенью 2004 года в Сыктывкаре для того, чтобы наладить отношения с мест­ной администрацией и страховать одного из крупнейших производителей бумаги и целлюлозы в России – компанию «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК».

«Росгосстрах» планировал потратить еще $25 млн на открытие медцентров в Ставрополе, Самаре, Твери, Ростове, Петербурге и в Нижнем Новгороде. Впрочем, планам суждено было реализоваться лишь отчасти. Например, в Твери клиника должна открыться до конца этого года – по всему городу уже висят рекламные билборды. А вот специально приобретенное под проект здание в Ставрополе так и стоит полупустое.

Собеседники «Ф.» утверждают, что бизнес с медцентрами у «Росгосстраха» не пошел. Считается, что связь со страховщиком мешала сыктывкарской клинике развивать бизнес, так как другие компании не спешили отправлять туда своих клиентов. В результате «Росгосстрах» решил отказаться от клиник в Сыктывкаре и Твери, а также от здания в Ставрополе, которое планируется передать группе «АльфаСтрахование».

Заместитель гендиректора «АльфаСтрахования» Андрей Рыжаков не подтвердил, но и не опроверг эту информацию, уточнив лишь, что «компания рассматривает много разных вариантов». В «Росгосстрахе» же все отрицают. «Мы не только не приостановили строительство, но, наоборот, ведем активную работу в этом направлении», – заявила вице-президент «Росгосстраха» Надежда Крайнова, добавив, что в ряде регионов идут переговоры по приобретению площадок под застройку.

Как утверждает заместитель гендиректора «Макса» Татьяна Садковская, при строительстве собственных клиник конфликт интересов неизбежен. «Медцентру выгодно увеличивать объем своих услуг и завышать их стоимость, а страховой компании – нет, – поясняет Татьяна Садовская. – Кроме того, не факт, что потока собственных клиентов компании хватит на то, чтобы сделать клинику доходной. И проверить эффективность этих вложений можно будет только через несколько лет».

Журнал «Финанс.» №41 (227) 29 октября — 04 ноября 2007 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.