Афиша. 21-27 апреля 2003

Кино

Комедия «Адаптация» от Спайка Джонса и Чарли Кауфмана — знаменитых создателей «Быть Джоном Малковичем» — на первый взгляд вроде бы не совсем комедия.

Сюжет закручен и нестандартен. Чарли Кауфман пишет сценарий о… Чарли Кауфмане (в исполнении Николаса Кейджа), который работает над киноадаптацией романа «Похититель орхидей» писательницы Сьюзан Орлин (Мерил Стрип). Муки творчества главного героя вполне автобиографичны: реальная книга реальной писательницы сложна для переложения на язык кинематографа: в ней нет интриги, нет захватывающих поворотов сюжета — она повествует о вещах более тонких. Чарли Кауфман, а вместе с ним и его герой, испытывает неуверенность в себе, которая постепенно перерастает в состояние тихой паники. Он понимает: чтобы рассказать историю о Джоне Лароше — таинственном похитителе орхидей — он должен включить в сценарий… самого себя. Совсем случайно туда же попадает и его вымышленный брат-близнец Дональд (все тот же Николас Кейдж) — бесшабашный прожигатель жизни. На смену неспешной первой половине фильма приходит лихо закрученная вторая. Сюжет стремительно набирает обороты, пока не превращается в остроумный фарс.

«Фильм «Адаптация» о том, какими чужими бывают люди друг другу в современной культуре, о том, как тяжело любить и как тяжело сойтись с людьми, быть с ними честными и открытыми, о требовательности к самому себе, о признании человеческих недостатков и о способности адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам», — говорит продюсер фильма Эд Сэксон.

16 апреля состоялась российская премьера нового художественно-публицистического фильма Александра Гутмана «Фрески». Он повествует о древнем армянском городе Гюмри, который в 1988 году был разрушен до основания страшным землетрясением. На смену городу живых, который так и не смог оправиться от удара стихии, возник город мертвых — кладбище. Словно из-под земли вырастают камни с именами погибших, воздвигаются мрачные надгробия. «Почти везде в Армении можно услышать звук молотка, стучащего по камню. Впечатление, что это национальная музыка. Армения — страна гор, в которой все сделано из камня. На века. И память из камня, на века. Герои фильма — мальчик Варуж, священник Татул, могильщик Гарник и каменотесы Лева и Арут», — говорится в литературной аннотации фильма. Странное, почти медитативное ощущение усиливает и музыка, написанная и сыгранная Дживаном Гаспаряном и его ансамблем.

Мировая премьера «Фресок» состоялась на фестивале Роберта Редфорда Sundance Film Festival в США в январе 2003 года. На международном кинофестивале в Анн Арборе фильм получил два приза: за лучший неигровой фильм и лучшую кинематографию.

Выставки

В преддверии 300-летия Санкт-Петербурга Москва и Северная столица из вечных соперников превращаются в близких родственников, зачастивших друг к другу в гости. 22 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоится открытие выставки «»Я Петербург люблю…» Русский музей в Москве». Цель «гастролей» — рассказать москвичам об истории Русского музея, представив течения и направления, характерные именно для петербургской художественной школы. «Мы постарались хотя бы чуть-чуть воссоздать атмосферу нашего музея, Михайловского дворца, и особое очарование Петербурга», — говорит директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. Петербург парадный и величественный — петровский, екатерининский; Петербург петляющий и таинственный — город Гоголя, Достоевского, Блока; Петроград — бунтующий, мятущийся, переплавленный в сложные образы авангардистов, — Северная столица предстает перед москвичами во всех своих исторических ипостасях. Экспозиция петербургских мастеров обещает стать крупнейшим событием в культурной жизни Москвы: среди более чем 150 произведений, представленных на выставке, будут такие знаменитые полотна, как «Медный змий» Федора Бруни и «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной» Карла Брюллова, «Утро» Михаила Врубеля и «Ида Рубинштейн» Валентина Серова, картины Григория Чернецова и Константина Маковского. Работами Казимира Малевича, Павла Филонова и других известных мастеров будет представлена крупнейшая в мире коллекция русского авангарда.

С 22 по 27 апреля в Центральном Доме художника пройдет 7-я Международная художественная ярмарка «Арт Москва».

37 арт-галерей из Берлина и Вены, Парижа и Риги, Санкт-Петербурга, Владивостока, Махачкалы и, конечно, из Москвы представят свои выставочные работы на суд московской публики. Заметным событием ярмарки станет участие швейцарского проекта «Абсолют-Арт» — тонкая вариация на тему бутылки, акцентирующая внимание зрителя на категории прозрачности; выставка современного эстонского искусства «21 минута» — презентация творчества известных прибалтийских видеохудожников; инсталляция «Суждения об искусстве», которую представляют германские студенты Бориса Гройса. Последняя грозит перерасти в истинный философский диспут в духе сократических диалогов. Выставка Viole (nce) d’amour, представленная художниками Антонио Риелло, Патрисией Валер и Дмитрием Цветковым, поднимет вопрос о соотношении искусства и насилия, символом которого является боевое оружие.

В рамках «Арт Москвы» будут проводиться семинары, лекции и мастер-классы, аукцион дома «Гелос». В этом году ультрамодные изыски в области современного искусства будут вознаграждены первой корпоративной премией, учрежденной компанией General Satellite. Победителем в номинации «За вклад в развитие современного российского искусства» объявлен Борис Михайлов — известный фотохудожник, чьи работы были удостоены таких престижных премий, как The Hasselblad Foundation, Швеция (2000), премии City Bank, Лондон (2001).

21 апреля в Оружейной палате Московского Кремля откроется выставка «Янтарное золото России». Изделия из янтаря, представляющие собой истинную художественную ценность, — лучшие экземпляры из коллекции музеев Кремля, Эрмитажа, ряда музеев Калининграда. Кстати, именно в Калининградской области находятся целые россыпи этого сияющего минерала — там сосредоточено около 90 процентов мировых запасов янтаря. Выставка драгоценных изделий — только часть программы «Из России в Россию», которая реализуется под патронатом Администрации Президента Российской Федерации и направлена на всемерное укрепление и развитие деловых, культурных и гуманитарных связей между Калининградской областью и «большой Россией».

Музыка

Арам Хачатурян — композитор яркий, масштабный и темпераментный. Музыка из балетов «Гаяне» и «Спартак», героические мотивы Второй симфонии будоражат и захватывают, бурлят и искрятся, вызывая у слушателя вихрь эмоций. К 100-летию со дня рождения мастера Московская филармония подготовила целую серию вечеров, в которых прозвучат лучшие произведения великого армянского композитора. 23 апреля в Большом зале консерватории Московский симфонический оркестр под управлением Павла Когана сыграет знаменитый «Танец с саблями», долгие годы остававшийся визитной карточкой Хачатуряна. Эта вещь вызывала неизбежные овации во всем мире благодаря своей восточной экспрессивности и витиевато-резкой мелодике. В тот же вечер знаменитый пианист Николай Петров исполнит концерт для фортепиано с оркестром, принесший композитору широкую известность как в России, так и за рубежом. Мажорная тональность произведения, его колористика и цветистость неизменно поднимают слушателям настроение.

26 апреля на сцене МДМ состоится единственный концерт Кена Хенсли, бывшего лидера легендарной команды Uriah Heep, чьи московские гастроли организует компания JSA. Необычность этого концерта в том, что певец и композитор, клавишник и гитарист Хенсли выступит не один, а с Президентским оркестром РФ. Впрочем, симфонические вариации на известные композиции вполне соответствуют тенденциям нынешней рок-н-ролльной моды. Музыканты сыграют серьезные, глубокие, протяженные пьесы, которые не исполнялись ни на выступлениях Uriah Heep, ни в сольных программах экс-лидера группы.

«Это будет первый опыт такого рода в моей карьере, и поэтому я, конечно же, изрядно волнуюсь, — говорит Кен Хенсли. — Насколько я знаю, до меня еще ни один западный рок-музыкант не работал с Президентским оркестром и даже не репетировал на его базе на территории Московского Кремля. В смысле выхода за рамки сложившейся системы этот концерт с оркестром — эмоциональная и профессиональная вершина очередной части моей карьеры. И я жду, что в зале соберется замечательная публика, чей уровень будет соответствовать уровню прекрасных музыкантов, находящихся на сцене».

Книги

Роман Чарльза Палиссера «Непогребенный» — очередная книга, выпущенная издательством «Эксмо» в серии «Игра в классику», обещает довольно увлекательное чтение. Тонкая стилизация под викторианский детектив, ассоциирующаяся с романами Уилки Коллинза и даже с мистическими новеллами Эдгара По, полна странных загадок и необъяснимых событий.

На страницах «Непогребенного» то и дело появляются таинственные призраки, которые, подобно тени отца Гамлета, разгуливают в ночном тумане. В романе фигурируют старинные манускрипты, повествующие о событиях IX века: жизни короля Альфреда и мученической смерти его наставника; всплывают намеки на роковые страсти двадцатилетней давности, изменивших судьбу главного героя Эдуарда Куртина, от лица которого ведется большая часть повествования. Старинные соборы и пропавшие завещания, неуловимые убийцы и безвинные жертвы — действо в высшей степени интригует и держит в напряжении.

Роман придется по вкусу любителям закрученного сюжета, тайн и мистики, а также ценителям легкого языка и качественной стилизации.

Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.