"Вступление в ВТО откладывается"

Уже сейчас понятно, что оптимистические планы по вступлению в 2003 году в жизнь не воплотятся. Когда же Россия вступит в ВТО и зачем это ей вообще надо? Сначала необходимо понять, на какой стадии этого процесса мы находимся. Мне представляется, что пройдены две фазы и по существу мы перешли уже к третьей, заключительной. Первая приходилась на 1999-2000 годы, когда была дана политическая установка на ускорение интеграции в ВТО и сформирована новая переговорная команда. В это время небольшая группа экспертов-технократов рьяно принялась за реализацию поставленной правительством и президентом задачи.

Основная проблема этого периода заключалась в том, что наши чиновники действовали в отрыве от реальных нужд экономики. Они исходили из достаточно абстрактных понятий и показателей. Частично это было вызвано состоянием постдефолтного шока. Но по мере оживления отечественной экономики и восстановления тонуса делового сообщества такое положение вещей стало нетерпимым.

Вторая фаза пришлась на 2001-2002 годы. В это время в целом был достигнут баланс между интересами отечественных производителей и официально утвержденными переговорными установками. Сверхзадача заключалась в том, чтобы выйти на такую модель, которая бы позволила России интегрироваться в ВТО без разрушительных последствий для собственной экономики. Удалось достаточно четко вычленить отрасли, которые нуждаются в особой тарифной и нетарифной защите, с учетом их реструктуризации и перспективности. Были скорректированы временные параметры переходных периодов по отраслям.

Характерно, что достигнутые в это время в Женеве договоренности по общему уровню предстоящей либерализации нашей торговли и сферы услуг вполне стали соответствовать требованиям ВТО, а разногласия с западными партнерами сохранились по ограниченному кругу вопросов. Вместе с тем этот перечень имеет для нас принципиальное значение. Речь, в частности, идет о тарифах на энергоносители, уровне защиты авиа- и автопромышленности, переходном периоде в телекоммуникационном секторе, субсидиях в сфере сельского хозяйства. При этом на экспертном уровне все технические вопросы практически отработаны. Для их окончательного решения теперь требуется лишь дополнительный политический импульс. А его, со стороны прежде всего группы «квадро», до сих пор нет. Западные страны в целом не торопятся идти нам навстречу в завершении переговорного процесса.

Подобная тактика использовалась и применительно к Китаю. В результате в последний момент Пекину было навязано более 200 невыгодных поправок. Нельзя исключать, что наши партнеры по переговорам надеются достичь такого же результата и в отношении России, хотя количество претензий и меньше — около 50. Имеются и конъюнктурные раздражители, например введенные недавно Россией квоты на импорт говядины, свинины и мяса птицы. Однако хочу подчеркнуть, что практика временного квотирования импорта в случае его негативного воздействия на местную промышленность широко используется странами — членами ВТО. Достаточно вспомнить ограничения, введенные в прошлом году в США на торговлю сталью, или европейские квоты на сельхозпродукцию, текстиль и т. д.

С другой стороны, как я уже заметила, происшедшее обострение международной ситуации в связи с иракским кризисом также неблагоприятно для нас. Есть, правда, одно внешнее обстоятельство, которое косвенно нам на руку. Я имею в виду пробуксовку многосторонних переговоров в рамках ВТО. Сейчас уже очевидно, что весь переговорный график будет пересматриваться. Членам ВТО пока не удалось достичь договоренностей по либерализации режима торговли сельхозпродуктами. Это застопорило работу и по другим направлениям.

Открывается потенциальная возможность завершить переговоры по присоединению до того, как ВТО модифицирует свой регламент и нормативы. В противном случае нам придется фактически начинать их заново и на новых условиях. Временной «лаг», который мы получаем, не является очень длительным. В лучшем случае — год-два. Таким образом, Россия может вступить в ВТО в 2004-2005 годах, но для этого нам предстоит проделать очень серьезную работу по убеждению международных партнеров по переговорам с использованием всего имеющегося внешнеполитического потенциала. Я имею в виду личные контакты президента с главами ведущих государств. Похоже, иначе ситуацию не выправить.

Определенное воздействие на дальнейшее продвижение в сторону ВТО, безусловно, окажут грядущие парламентские и президентские выборы. Надеюсь, что проблематика ВТО все-таки не будет чересчур политизирована в ходе выборных баталий. Ведь в конечном итоге вступление России в эту организацию — прагматичный шаг. Он должен быть сделан без излишнего политического ажиотажа, на «трезвую», так сказать, голову.

Кстати, итоги пребывания Китая в ВТО весьма положительны. Доля страны в мировой экономике возросла. Темпы внутреннего роста остаются исключительно высокими. Эксперты признают позитивное влияние КНР на мировую экономику.

Таким образом, российский экономический потенциал в рамках ВТО также мог бы придать дополнительный импульс оживлению мировой экономической конъюнктуры. Хочется надеяться, что этот фактор также будет учтен нашими западными партнерами при нахождении заключительных компромиссных развязок по условиям приема в ВТО».

Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.