В лучшие советские времена машиностроение было флагманом экономики. Доля предприятий отрасли в ВВП достигала 35%. В середине 90-х годов, как отмечается в докладе Минпромнауки к заседанию правительства, вклад машиностроения в ВВП снизился до 18,5%. Сегодня доля отраслевых предприятий в ВВП в два раза ниже, чем в странах ЕС, — 19,5%. Около 40% производств убыточны. В ведомстве Ильи Клебанова разработали комплекс мер, которые смогут вывести отрасль на 8-10% роста к 2010 году. Машиностроители попросили правительство вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль, а также субсидировать из бюджета процентные ставки на обновление производства. Михаил Касьянов, однако, ни на одно из предложений Минпромнауки не откликнулся и заявил, что снижение НДС в 2004 году — вполне достаточная мера для снижения фискальной нагрузки в отрасли. Кроме того, предприятиям обрабатывающей отрасли не обещали никаких льгот, кроме возможной рассрочки по выкупу до 2004 года земель, на которых они расположены.
Холодную реакцию правительства на предложения машиностроителей эксперты объяснили корреспонденту журнала «Финанс.» отсутствием на заседании президента Российского союза машиностроителей (РСА) Ивана Силаева. У РСА с Минпромнауки давно натянутые отношения, а сам руководитель министерства Илья Клебанов, лишившийся недавно поста вице-премьера, не на лучшем счету в Белом доме.
Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.