Представьте себе фирму, которой не надо искать клиентов. Вообще. Они у нее уже есть – несколько миллионов, из которых сотни тысяч преданы фанатично. Имя этой фирмы – «Зенит». По данным агентства Sport+Markt, «Зенит» занимает 10-е место по популярности в Европе. «Спартак», имеющий имидж самой «народной команды», – на строчку ниже. А ЦСКА – на 15-м месте. Перед «Зенитом» только (!) европейские гранды – «Барселона», «Реал», «Манчестер», «Арсенал», «Милан», «Бавария», «Челси», «Ливерпуль» и «Ювентус». Позади, кстати, тоже есть гранды. Десятой строчки «Зенит» смог достичь, имея, объективно говоря, крайне слабый послужной список – всего две победы в не самом сильном национальном чемпионате.
Что будет теперь, после исторического завоевания Кубка УЕФА? Президент «Зенита» Александр Дюков обещает серьезно усилить команду, которой осенью предстоят бои в Лиге чемпионов. Если «Зенит» нормально проведет июльскую серию отложенных матчей чемпионата, вполне реально побороться за второе подряд чемпионство в России.
Все это свидетельствует: фирма «Зенит» будет быстро набирать обороты, и не удивлюсь, если года через три клубу вообще не потребуется поддержка «Газпрома». Судите сами: порядка $100 млн в год нужно для финансирования боеспособного на европейской арене коллектива. Трудно ли собрать такую сумму? По-моему, не очень. Условно, нужно прямо или косвенно получить за год в среднем $100 прибыли с 1 млн поклонников. Остается только найти механизмы. Клуб в этом плане прогрессирует, хотя медленно. Например, памятные матчевые шарфы (на половине шарфа – символика «Зенита», на второй половине – соперника) пока не выпускает. Только таких изделий на значимых матчах можно продавать десятки тысяч.
Экономика «Зенита» будет укрепляться. В Петербурге 4,6 млн жителей, и конкурентов у клуба просто нет. Ничего подобного в Европе вы не найдете. В куда менее крупных британских городах есть место для двух клубов главной лиги. В двухмиллионном Манчестере играют «Юнайтед» и «Сити», в 2,4-миллионном Бирмингеме – «Астон Вилла» и «Бирмингем». Британские полуторамиллионники не отстают. В Глазго присутствует экономическая основа для существования «Селтика» и «Рейнджерс», в Ливерпуле – одноименного клуба и «Эвертона».
А что в крупнейших городах? Тут, как правило, внимание болельщиков распылено на несколько клубов. Рекордсмены – Москва и Лондон (пять и шесть клубов в высшей лиге соответственно). Но схожесть эта количественная, а не качественная. Пока даже ЦСКА и «Спартак» на порядок уступают по доходам, к примеру, «Арсеналу», хотя превосходят тот же «Зенит». Остальные московские клубы экономически беспомощны.
Принципиально улучшить финансовое положение «Зенита» сможет новый стадион, ввод которого, правда, отодвинут с 2009-го на 2010 год. После этого машину по выжиманию денег из болельщиков уже будет не остановить.
Журнал «Финанс.» №19 (254) 19 мая — 25 мая 2008 — Частная дума
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.