Кино
Фильм «Ловец снов» режиссера, сценариста и продюсера Лоренса Касдана — очередная экранизация фирменных «страшилок» Стивена Кинга. «За последние пятнадцать лет это первый по-настоящему успешный фильм ужасов, поставленный по одной из моих книг», — говорит король леденящего кровь жанра. Здесь перед зрителем предстанут и склонные к суициду телепаты, и плотники, наделенные даром предвидения, и захватчики-инопланетяне — этакие трехметровые монстры. Часть действия происходит и вовсе внутри бушующего снежного бурана, начинка которого представляет для землян смертельную опасность.
«Ловец снов» — картина высокотехнологичная. Компьютерная графика делает жутковатые образы почти реальными. Зрителя ждут и погони на мотосанях, и космические корабли, и пулеметные сражения с вертолетов. И все же спецэффекты не пытаются заменить психологизм и тонкость игры актеров. Морган Фриман, Томас Джейн, Джейсон Ли, Дэмиан Льюис, Тимоти Олифант, Том Сайзмор и Донни Уолберг создают вполне достоверных персонажей, которые, несмотря на мистическую фантазийность ситуации, кажутся живыми людьми, а не абстрактно-схематичными борцами со злом. «»Касл Рок» (фирма, которой принадлежат права на экранизацию фильма. — «Финанс.») — это единственная компания, которая никогда не относилась ко мне, как к генератору ужаса, — говорит Стивен Кинг. — Они смогли понять, что все эти монстры порой необходимы для того, чтобы помочь разобраться в том, что действительно нас беспокоит в реальной жизни».
Выставки
14 июня в рамках 50-й юбилейной выставки «Венецианская биеннале» состоится открытие Российского павильона. Впервые крупнейший международный форум в Венеции, на котором традиционно выставляются наиболее заметные явления современного искусства, состоялся в 1895 году. Каждая страна-участница получала право на строительство собственного павильона, и российский выставочный комплекс, спроектированный Алексеем Щусевым в традиционном «псевдорусском стиле», появился в 1914-м.
В нынешнем году российскую сторону представляют художники Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, Сергей Братков и творящие вдвоем Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Их проект «Возвращение художника» акцентирует внимание на двух аспектах сегодняшнего российского изобразительного искусства, которые куратор Российского павильона Виктор Мизиано определяет как «возвращение живописи» и «новый документализм». «В первом случае, — говорит он, — речь идет о том, что после периода увлечения перформансами, акциями, проектами в интернетных сетях художники сегодня вновь обращаются к традиционным живописным средствам. Во втором — о новом интересе художников к беспристрастному и вдумчивому анализу реальности с помощью фото- и видеосредств. Именно эти две тенденции и предлагаются для показа в Российском павильоне». Венецианская биеннале обещает стать наиболее заметным явлением в международной художественной жизни этого лета.
Эпохальное празднование 300-летия Санкт-Петербурга мало-помалу смещается в сторону Первопрестольной. С 5 июня по 5 июля в художественном салоне «Арт Сервис Центр» (филиал Третьяковской галереи на Крымском валу) пройдет выставка «Красная стрела», призванная рассказать о современной живописи, графике и скульптуре Северной столицы. Имена, что и говорить, звучат притягательно: Михаил Шемякин, Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина, легендарные митьки…
Творчество митьков в целом и Дмитрия Шагина в частности — явление очень питерское, с его стремлением к созданию собственной «школы», с поисками индивидуальной эстетики. «Живопись митьков, даже не развивающая собственно митьковский миф, архитипична, то есть обращается к образам, понятным каждому», — говорит один из участников выставки, автор книги «Митьки» Владимир Шинкарев. Образы Шагина и его единомышленников полны романтики и света, героизма и… одиночества.
С 29 мая по 27 июля в Государственной Третьяковской галерее состоится выставка «Пути русского импрессионизма» — проект, осуществленный совместно с Музеем русского искусства (Миннеаполис, США).
Экспозиция, на которой представлено свыше 150 уникальных полотен и скульптур, посвящена 100-летию Союза русских художников. Выставки, с декабря 1903-го ежегодно проходившие в обеих столицах, объединяли самых разных художников: модерниста Михаила Врубеля и изящного Александра Бенуа, Константина Сомова и Игоря Грабаря, Валентина Серова и Константина Коровина. В середине XX века импрессионизму был привешен ярлык формалистического течения, что было серьезным и небезопасным обвинением для художника. И все же тяга к пленэрной, фактурной живописи была непреодолима.
Пока отбирались материалы для выставки, выяснилось, что в США, в пригороде Миннеаполиса (штат Миннесота), с 2002 года существует Музей русского искусства (TMORA — The Museum of Russian Art), который основал крупный коллекционер Реймонд Джонсон. В музее хранятся произведения отечественных мастеров 1920-1980 годов, среди которых полотна Сергея Герасимова, Василия Нечитайло, Константина Максимова, Гелия Коржева, Алексея Грицая, Эдуарда Браговского, братьев Ткачевых и др.
Музыка
День независимости Москва отметит концертом легендарных King Crimson, который пройдет 12 июня на сцене ГЦКЗ «Россия». Дебют группы Роберта Фриппа, в творчестве которой помимо рока присутствуют элементы джаза и классики, электроники и авангарда, состоялся летом 1969 года в лондонском Гайд-парке: команда выступала на разогреве у Rolling Stones. Группа находилась на волне успеха, пока в 1974 году Фрипп внезапно не принимает решение распустить команду. «Время рок-динозавров прошло», — комментирует он свой странный поступок. Второе рождение King Crimson приходится на 1981 год. Обновляются состав и стиль группы, в коллектив приходит вокалист Эндрю Белью. Но творческого запала хватило лишь на три альбома. И — снова затишье вплоть до полного и на этот раз уже окончательного воскресения, которое произошло в 1991 году. Роберт Фрипп, Эдриан Белью, Трей Ганн и Пат Мастелотто — в таком виде команда существует и по сей день. В начале нынешнего года музыканты выпустили альбом под названием The Power To Beliеve. Отыграв 10 июня концерт в Санкт-Петербурге, King Crimson впервые приедут в Москву. Любителям рока пропустить такое событие просто нельзя.
10 июня в Большом зале консерватории состоится закрытие сезона. Московская филармония приглашает на заключительный концерт, где Государственный симфонический оркестр под управлением Владимира Понькина исполнит истинные хиты от классики: Второй фортепианный концерт Прокофьева, Четвертую симфонию Чайковского, Пятый концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и его же увертюру «Эгмонт». Музыканты говорят, что играть настолько известные вещи — задача ответственная, нервная и сложная: музыкальные критики наперебой следят за малейшими отклонениями от классического исполнения, да и у публики каждый поворот темы буквально на слуху.
Впрочем, народный артист России Владимир Понькин подобных трудностей не боится: ему подвластны любые партитуры, любые мелодии и направления: от записной классики до сугубого авангардизма. В то же время маэстро известен и как талантливый оперный постановщик: на его счету две «Золотые маски», в том числе и самая последняя (см. «Финанс.» № 8).
Театр
«Буфапланетес» Пепа Боу — это театр мыльных пузырей. То ли детская забава, то ли цирк, то ли захватывающее драматическое действо. Из гигантских прозрачных шаров, которые выдуваются прямо на сцене, рождаются фигуры и образы. Эти тончайшие мембраны подсвечиваются, пропуская через себя разноцветные лучи прожекторов, переливаются, меняют форму и перетекают друг в друга. Все это не просто яркое, поэтичное зрелище. Театр мыльных пузырей — явление философское. «Пузыри приводят к мысли об эфемерности, — говорит его создатель Пеп Боу. — Когда публика видит пузыри, летящие в воздухе, она задумывается о своем месте в жизни. Откуда мы пришли? Куда мы идем? Эти вопросы висят постоянно в воздухе. Когда зрители выходят после спектакля, на их лицах можно увидеть отражение этих вопросов. Они улыбаются, но выглядят сосредоточенными». Остается добавить, что спектакль проходит в рамках Чеховского фестиваля, и увидеть чудеса мыльного искусства москвичи смогут на сцене театра «Эрмитаж» с 8 по 12 июня.
Книги
Творчество Теннесси Уильямса в рекламе не нуждается: наверно, он один из самых востребованных на сегодняшний день мировых драматургов. Тем приятнее держать в руках хороший сборник, который вышел в издательстве «Эксмо» в серии «Двадцатый век». «Стеклянный зверинец», «Трамвай «Желание»», «Кошка на раскаленной крыше», «Орфей спускается в ад» — эти пьесы наперебой ставят ведущие российские и мировые театры. В книгу также включены роман «Римская весна миссис Стоун» и подборка рассказов.
«Кошка на раскаленной крыше» — пьеса о лжи. Каждодневной лжи, большой и малой, которая въедается, вживается, вкрадывается в повседневное существование. Фальшью оказываются сорокалетние браки и семейные узы, — да что там! — самая смерть маскируется для героев обманной надеждой на жизнь, самое зарождение жизни оказывается обставленным неимоверными уловками. В этом море неправды незыблемая ценность — крепкая и искренняя мужская дружба — кажется чем-то неестественным, двусмысленным, вызывающим подозрение. Дружба гибнет. Гибнут и спиваются люди. Ведь от лжи, по логике героев, могут спасти лишь две вещи — алкоголь и смерть.
Существование — это отчаянный танец кошки на раскаленной крыше. Она обжигает себе подушки лап, извивается от боли, но не сдается и держится из последних сил. Она танцует с улыбкой, но эта улыбка — новое притворство, потому что крыша раскалена и на упругих лапках остаются следы от ожогов…
Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) — Личное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.