Афиша. 09-15 июня 2003

Кино

Фильм “Ловец снов” режиссера, сценариста и продюсера Лоренса Касдана – очередная экранизация фирменных “страшилок” Стивена Кинга. “За последние пятнадцать лет это первый по-настоящему успешный фильм ужасов, поставленный по одной из моих книг”, – говорит король леденящего кровь жанра. Здесь перед зрителем предстанут и склонные к суициду телепаты, и плотники, наделенные даром предвидения, и захватчики-инопланетяне – этакие трехметровые монстры. Часть действия происходит и вовсе внутри бушующего снежного бурана, начинка которого представляет для землян смертельную опасность.

“Ловец снов” – картина высокотехнологичная. Компьютерная графика делает жутковатые образы почти реальными. Зрителя ждут и погони на мотосанях, и космические корабли, и пулеметные сражения с вертолетов. И все же спецэффекты не пытаются заменить психологизм и тонкость игры актеров. Морган Фриман, Томас Джейн, Джейсон Ли, Дэмиан Льюис, Тимоти Олифант, Том Сайзмор и Донни Уолберг создают вполне достоверных персонажей, которые, несмотря на мистическую фантазийность ситуации, кажутся живыми людьми, а не абстрактно-схематичными борцами со злом. “”Касл Рок” (фирма, которой принадлежат права на экранизацию фильма. – “Финанс.”) – это единственная компания, которая никогда не относилась ко мне, как к генератору ужаса, – говорит Стивен Кинг. – Они смогли понять, что все эти монстры порой необходимы для того, чтобы помочь разобраться в том, что действительно нас беспокоит в реальной жизни”.

Выставки

14 июня в рамках 50-й юбилейной выставки “Венецианская биеннале” состоится открытие Российского павильона. Впервые крупнейший международный форум в Венеции, на котором традиционно выставляются наиболее заметные явления современного искусства, состоялся в 1895 году. Каждая страна-участница получала право на строительство собственного павильона, и российский выставочный комплекс, спроектированный Алексеем Щусевым в традиционном “псевдорусском стиле”, появился в 1914-м.

В нынешнем году российскую сторону представляют художники Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, Сергей Братков и творящие вдвоем Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Их проект “Возвращение художника” акцентирует внимание на двух аспектах сегодняшнего российского изобразительного искусства, которые куратор Российского павильона Виктор Мизиано определяет как “возвращение живописи” и “новый документализм”. “В первом случае, – говорит он, – речь идет о том, что после периода увлечения перформансами, акциями, проектами в интернетных сетях художники сегодня вновь обращаются к традиционным живописным средствам. Во втором – о новом интересе художников к беспристрастному и вдумчивому анализу реальности с помощью фото- и видеосредств. Именно эти две тенденции и предлагаются для показа в Российском павильоне”. Венецианская биеннале обещает стать наиболее заметным явлением в международной художественной жизни этого лета.

Эпохальное празднование 300-летия Санкт-Петербурга мало-помалу смещается в сторону Первопрестольной. С 5 июня по 5 июля в художественном салоне “Арт Сервис Центр” (филиал Третьяковской галереи на Крымском валу) пройдет выставка “Красная стрела”, призванная рассказать о современной живописи, графике и скульптуре Северной столицы. Имена, что и говорить, звучат притягательно: Михаил Шемякин, Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина, легендарные митьки…

Творчество митьков в целом и Дмитрия Шагина в частности – явление очень питерское, с его стремлением к созданию собственной “школы”, с поисками индивидуальной эстетики. “Живопись митьков, даже не развивающая собственно митьковский миф, архитипична, то есть обращается к образам, понятным каждому”, – говорит один из участников выставки, автор книги “Митьки” Владимир Шинкарев. Образы Шагина и его единомышленников полны романтики и света, героизма и… одиночества.

С 29 мая по 27 июля в Государственной Третьяковской галерее состоится выставка “Пути русского импрессионизма” – проект, осуществленный совместно с Музеем русского искусства (Миннеаполис, США).

Экспозиция, на которой представлено свыше 150 уникальных полотен и скульптур, посвящена 100-летию Союза русских художников. Выставки, с декабря 1903-го ежегодно проходившие в обеих столицах, объединяли самых разных художников: модерниста Михаила Врубеля и изящного Александра Бенуа, Константина Сомова и Игоря Грабаря, Валентина Серова и Константина Коровина. В середине XX века импрессионизму был привешен ярлык формалистического течения, что было серьезным и небезопасным обвинением для художника. И все же тяга к пленэрной, фактурной живописи была непреодолима.

Пока отбирались материалы для выставки, выяснилось, что в США, в пригороде Миннеаполиса (штат Миннесота), с 2002 года существует Музей русского искусства (TMORA – The Museum of Russian Art), который основал крупный коллекционер Реймонд Джонсон. В музее хранятся произведения отечественных мастеров 1920-1980 годов, среди которых полотна Сергея Герасимова, Василия Нечитайло, Константина Максимова, Гелия Коржева, Алексея Грицая, Эдуарда Браговского, братьев Ткачевых и др.

Музыка

День независимости Москва отметит концертом легендарных King Crimson, который пройдет 12 июня на сцене ГЦКЗ “Россия”. Дебют группы Роберта Фриппа, в творчестве которой помимо рока присутствуют элементы джаза и классики, электроники и авангарда, состоялся летом 1969 года в лондонском Гайд-парке: команда выступала на разогреве у Rolling Stones. Группа находилась на волне успеха, пока в 1974 году Фрипп внезапно не принимает решение распустить команду. “Время рок-динозавров прошло”, – комментирует он свой странный поступок. Второе рождение King Crimson приходится на 1981 год. Обновляются состав и стиль группы, в коллектив приходит вокалист Эндрю Белью. Но творческого запала хватило лишь на три альбома. И – снова затишье вплоть до полного и на этот раз уже окончательного воскресения, которое произошло в 1991 году. Роберт Фрипп, Эдриан Белью, Трей Ганн и Пат Мастелотто – в таком виде команда существует и по сей день. В начале нынешнего года музыканты выпустили альбом под названием The Power To Beliеve. Отыграв 10 июня концерт в Санкт-Петербурге, King Crimson впервые приедут в Москву. Любителям рока пропустить такое событие просто нельзя.

10 июня в Большом зале консерватории состоится закрытие сезона. Московская филармония приглашает на заключительный концерт, где Государственный симфонический оркестр под управлением Владимира Понькина исполнит истинные хиты от классики: Второй фортепианный концерт Прокофьева, Четвертую симфонию Чайковского, Пятый концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена и его же увертюру “Эгмонт”. Музыканты говорят, что играть настолько известные вещи – задача ответственная, нервная и сложная: музыкальные критики наперебой следят за малейшими отклонениями от классического исполнения, да и у публики каждый поворот темы буквально на слуху.

Впрочем, народный артист России Владимир Понькин подобных трудностей не боится: ему подвластны любые партитуры, любые мелодии и направления: от записной классики до сугубого авангардизма. В то же время маэстро известен и как талантливый оперный постановщик: на его счету две “Золотые маски”, в том числе и самая последняя (см. “Финанс.” № 8).

Театр

“Буфапланетес” Пепа Боу – это театр мыльных пузырей. То ли детская забава, то ли цирк, то ли захватывающее драматическое действо. Из гигантских прозрачных шаров, которые выдуваются прямо на сцене, рождаются фигуры и образы. Эти тончайшие мембраны подсвечиваются, пропуская через себя разноцветные лучи прожекторов, переливаются, меняют форму и перетекают друг в друга. Все это не просто яркое, поэтичное зрелище. Театр мыльных пузырей – явление философское. “Пузыри приводят к мысли об эфемерности, – говорит его создатель Пеп Боу. – Когда публика видит пузыри, летящие в воздухе, она задумывается о своем месте в жизни. Откуда мы пришли? Куда мы идем? Эти вопросы висят постоянно в воздухе. Когда зрители выходят после спектакля, на их лицах можно увидеть отражение этих вопросов. Они улыбаются, но выглядят сосредоточенными”. Остается добавить, что спектакль проходит в рамках Чеховского фестиваля, и увидеть чудеса мыльного искусства москвичи смогут на сцене театра “Эрмитаж” с 8 по 12 июня.

Книги

Творчество Теннесси Уильямса в рекламе не нуждается: наверно, он один из самых востребованных на сегодняшний день мировых драматургов. Тем приятнее держать в руках хороший сборник, который вышел в издательстве “Эксмо” в серии “Двадцатый век”. “Стеклянный зверинец”, “Трамвай “Желание””, “Кошка на раскаленной крыше”, “Орфей спускается в ад” – эти пьесы наперебой ставят ведущие российские и мировые театры. В книгу также включены роман “Римская весна миссис Стоун” и подборка рассказов.

“Кошка на раскаленной крыше” – пьеса о лжи. Каждодневной лжи, большой и малой, которая въедается, вживается, вкрадывается в повседневное существование. Фальшью оказываются сорокалетние браки и семейные узы, – да что там! – самая смерть маскируется для героев обманной надеждой на жизнь, самое зарождение жизни оказывается обставленным неимоверными уловками. В этом море неправды незыблемая ценность – крепкая и искренняя мужская дружба – кажется чем-то неестественным, двусмысленным, вызывающим подозрение. Дружба гибнет. Гибнут и спиваются люди. Ведь от лжи, по логике героев, могут спасти лишь две вещи – алкоголь и смерть.

Существование – это отчаянный танец кошки на раскаленной крыше. Она обжигает себе подушки лап, извивается от боли, но не сдается и держится из последних сил. Она танцует с улыбкой, но эта улыбка – новое притворство, потому что крыша раскалена и на упругих лапках остаются следы от ожогов…

Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) – Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.