Афиша. 1-7 декабрь 2003

Кино. “Убить Билла” будет непросто. И хотя “месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным”, тем героям фильма, которым предстоит его отведать, кушанье покажется обжигающе горячим. 4 декабря на московские экраны выходит долгожданная картина Квентина Тарантино, которую уже окрестили самой кровавой в истории мирового кинематографа.

Ее называют Черной Мамбой. Но чаще – Невестой. Потому что именно свадьба становится для беременной героини Умы Турман событием роковым: жених превращен в кровавое месиво, гости изрешечены пулями, а она сама впадает в глубокую кому, от которой ей суждено очнуться лишь пять лет спустя. Беспрецедентное побоище устраивает ее бывший любовник – тот самый Билл (Дэвид Керрадайн), “крестный отец” элитной преступной группировки под названием “Смертоносные гадюки”, в которую входила и Черная Мамба. Теперь и ему, и бывшим “коллегам” Невесты предстоит ждать своей смерти долго и мучительно: Черная Мамба владеет не только всеми видами огнестрельного и холодного оружия, но и приносящими смерть приемами восточных единоборств.

Фильм Квентина Тарантино изобилует флэшбэками, которые порой неожиданно обретают облик японских анимэ, делит экран надвое, заставляя обе картинки жить параллельной жизнью, постоянно апеллирует к жанру спагетти-вестерна, цитирует классику фильмов о боевых искусствах… И настолько увлекается самим процессом, что фильм перестает умещаться в стандартный хронометраж. Тарантино благоразумно делит картину надвое: продолжение кровавой саги о мести Невесты стартует в американском прокате уже 20 февраля.

Что представляет собой “Французское кино сегодня”? Ответом на этот вопрос должен стать одноименный фестиваль, который будет проходить в Москве с 4 по 7 декабря. Примечателен он прежде всего массовым приездом в столицу звезд французского кинематографа, в числе которых режиссеры всех девяти фильмов, а также актеры – Грегори Деранжер, Жюльет Гудо, Сильви Тестюд…

Откроет фестиваль комедия “Невезучие” с Жераром Депардье в главной роли, которую российской публике представит режиссер Франсис Вебер. Среди прочих премьер – “Счастливого пути” Жан-Поля Рапно со все тем же Депардье, “Знакомьтесь, ваша вдова” Катрин Корсини с Пьером Ришаром, “Малышка Лили” Клода Миллера, в которой играет Людивин Санье. Мода на современное французское кино, отчасти спровоцированная успехом фильмов “Амели” Жан-Пьера Жене и “Восемь женщин” Франсуа Озона, должна дойти до стадии кипения вместе с выходом новых картин в прокат.

“Где-то есть корабли. У священной земли…”. А у каждого корабля – свой отважный капитан, “Хозяин морей”. В Москве прошла премьера приключенческой киноэпопеи режиссера Питера Уира: картина, поставленная по мотивам романов Патрика О’Брайана, обошлась создателям в $135 млн. Это, в общем-то, неудивительно, если учесть беспрецедентные съемки в районе Галапагосских островов, масштабность исторических декораций и тонкие визуальные эффекты.

Эпоха наполеоновских войн. Корабль, которым управляет Джек Орби по прозвищу Счастливчик (Рассел Кроу), носит имя “Сюрприз”. Вместе с другом, корабельным врачом Стивеном Мэтьюрином (Пол Беттани), и остатками боевой команды, численность которой значительно сократилась после кровопролитной схватки с пиратами, Джек Орби решает преследовать противника, даже если тот будет находиться на краю земли. Героям фильма предстоит нелегкий путь через два океана: изнывать от штиля и жары экватора, бороться с чудовищным штормом у мыса Горн, с трудом продираться сквозь ледяные глыбы… Сюрпризы, понятное дело, не заставят себя ждать.

Выставки. То, что “Арт-Манеж” – главная российская ярмарка современного искусства, признают и владельцы галерей, и сами художники, и потенциальные покупатели. На этот раз организаторы “Арт-Манежа” предложили участникам поразмышлять на тему “Архитектура в изобразительном искусстве”. Впрочем, тематических проектов будет только три, несмотря на то, что заявку на участие в ярмарке подало 68 галерей из Москвы, Петербурга, Киева, Праги, Вейслинга… Московский центр архитектуры предложит проект Антона Кочуркина, Николая Фугарова и Ивана Лубенникова, которые подведут собственную черту в спорах о реконструкции Мариинки, собрав в единое мультимедийное шоу 11 конкурсных работ российских и зарубежных архитекторов. Александр Бродский и Юрий Аввакумов представят “Бумажную архитектуру” – шелкографию от Бориса Бельского. А третий проект – “Стены и башни” – составит целую серию объектов и живописных произведений. Все остальное – как обычно: живопись, графика, фотография и скульптура на любой вкус. Ну и, разумеется, выручка с продаж.

Музей личных коллекций осыпает-околдовывает своих посетителей “Цветами и грезами ар нуво”: в филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка плакатов и декоративных панно знаменитого чешского художника Альфонса Мухи (1860-1939). Соблазнительные, нежные, романтичные красавицы, томно потупившие взор на его литографиях, стали не только визитной карточкой живописца, но и символом времени – эпохи первых буржуа.

Успех пришел к нему в 1894-м, когда он удачно выполнил литографическую афишу Сары Бернар и театра “Ренессанс”. В то же время он находит и свою золотую жилу: с 1896 по 1902 год он создает серию декоративных панно с изображением женских фигурок в шелковых драпировках, роскошных шляпках, с копнами вьющихся волос… Так рождается стиль art nouveau с его неспешной плавностью линий и изысканной стилизацией сюжета, а сам Альфонс Муха становится буквально символом искусства модерна. Экспозиция плакатов знаменитого художника в Музее личных коллекций – первая из готовящейся серии выставок афиш разных стран из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Homo Lignum – человек деревянный. C 6 по 14 декабря в Государственном центре современного искусства будет проходить одноименная выставка Игоря Макаревича, который предложит зрителям свои визуальные размышления. В предыдущих работах он проводил эксперименты по оживлению, “очеловечиванию” бесчувственного, казалось бы, куска полена – длинноносого Буратино. На этот раз Игорь Макаревич говорит об обратном, показывая процесс “одеревенения” человека, его мутацию в условиях несвободы. Рассказ ведется от имени вымышленного персонажа Николая Ивановича Борисова, живущего в эпоху тоталитаризма. Страх, бездушие, подавление в себе всего человеческого – все это подробно описывает Николай Иванович в “своем” дневнике, иллюстрируя его рисунками, фотоснимками, схемами… “”Страна дремучих трав” Игоря Макаревича превращается в своеобразный мультимедийный многомерный миф-образ”, который выходит за рамки исторического и социального контекста, претендуя на осмысление универсальное и философское…

Музыка. “Владимир Спиваков приглашает…” обладательницу “сопрано столетия”, американскую певицу Джесси Норман, композитора и дирижера Кшиштофа Пендерецкого и главного дирижера Национальной оперы Франции Джеймса Конлона. А также известных российских и зарубежных музыкантов, недавно сформированный Национальный филармонический оркестр России и, конечно же, многочисленных слушателей: с 30 ноября по 10 декабря в Московском международном Доме музыки и Большом зале консерватории будет проходить фестиваль, организованный всемирно известным скрипачом и дирижером.

Джесси Норман уже приезжала в Москву в 2001-м и тоже по приглашению Маэстро. На этот раз она выступит трижды, поразив слушателей широтой репертуарного диапазона: ария Иоанны из “Орлеанской девы” Чайковского, плач покинутой Дидоны из оперы Пёрселла “Дидона и Эней”, неистовый Вагнер, интеллектуальный Берг, фрагменты из опер “Кармен”, “Самсон и Далила” и… джазовые мотивы Джорджа Гершвина. Кшиштоф Пендерецкий обещает московскую премьеру: впервые на российской сцене будет исполнена его оратория “Семь врат Иерусалима”. Впрочем, премьерой можно назвать и выступление Джеймса Конлона: в Москву знаменитый французский дирижер приезжает впервые.

Группа The Cardigans отправилась в восточноевропейское турне, и московский концерт приходится в их графике на 4 декабря: выступление самых популярных шведских музыкантов со времен Ace of Base пройдет в “Горбушке”.

Уже второй альбом под названием Life попал в чарты Британии, США и даже Японии. 1,5-миллионный тираж пластинки был раскуплен поклонниками в мгновение ока. Впрочем, успешным продажам немало способствовал и мощный промоушн: нести свое новое творение в массы музыканты отправились в неплохой компании группы Blur. Дальше – больше: сингл Lovefull с альбома 1996 года First Band On the Moon не только попал в сетку MTV и на вершину американских и британских чартов, но и был включен в звуковую дорожку к блокбастеру “Ромео и Джульетта” с Леонардо ди Каприо в главной роли. Это была не последняя работа The Cardigans для кинематографа: композиция Deuce была написана специально для саундтрека к фильму X-Files. Потом последовали оглушительный успех песни My Favorite Game с альбома Gran Turismo и эксперименты с нехарактерным для группы звучанием… 2003 год ознаменовался выходом нового альбома Long Before Daylight, песни с которого прозвучат и на московском концерте.

Журнал «Финанс.» № 38 (1-7 декабрь 2003) – Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.