Дмитрий Панкин: "Нам не нужно занимать деньги, но мы по-прежнему берем в долг"

— Дмитрий Владимирович, почему правительство вдруг вспомнило о Межгосбанке? Чем он занимался более 10 лет?

— Межгосбанк был создан в 1993 году как клиринговый банк, который должен был проводить расчеты между странами СНГ — своими учредителями. Однако соответствующая система фактически не была создана, поэтому как расчетный механизм Межгосбанк не востребован, хотя он существует и проводит ряд операций. Наш департамент получил поручение от Правительства РФ придать банку новое качество, но оживить его уже в виде не расчетного, а инвестиционного кредитного института.

— Можно ли это расценивать как окончательный отказ стран СНГ от создания единой валюты?

— Сейчас на первый план выносятся вопросы финансирования инвестиционных проектов стран Содружества, а не вопросы создания единой валюты. В ее роли может выступать рубль, доллар или евро — означает ли это, что единая валюта вообще не нужна, я не знаю. Лично я не вижу здесь остроты проблемы.

— Каким образом будет «оживляться» Межгосбанк?

— Прежде всего необходимо увеличить его капитал с 100 млн рублей до 1 млрд евро, для чего потребуется внести изменения в устав банка. Тут могут возникнуть проблемы, так как все ключевые изменения устава могут быть приняты только при единогласном одобрении всех учредителей банка. Обычно такие вопросы решает Экономический совет СНГ, но пока дата его заседания с соответствующей повесткой дня не определена. Со своей стороны мы уже начали работу — предполагается, что Россия за пять лет пополнит капитал Межгосбанка на 500 млн евро. Минфин подготовил законопроект о внесении поправок в федеральный бюджет текущего года, в рамках которого предусматривается выделение на эти цели 6 млрд рублей. Документ уже одобрен федеральным правительством и внесен в Госдуму. Мы хотим, чтобы в этом году первая часть необходимых средств была перечислена.

— К чему такая спешка, вдруг учредители вообще откажутся реорганизовывать банк?

— Страны СНГ вряд ли будут протестовать против возможности получить деньги на финансирование инвестиционных проектов, в которых многие из них заинтересованы. Хотя сам перечень проектов еще не определен. Наибольший интерес в реорганизации Межгосбанка проявляют Россия и Казахстан. Ожидаем, что эту инициативу активно поддержит Украина. Внести деньги в капитал будет предложено всем странам-участницам. Нам же необходимо как можно быстрее принять поправки в бюджет, иначе время уйдет, и, если устав Межгосбанка будет откорректирован, мы не успеем в этом году внести деньги.

— Информация об объединении банков бывших стран соцлагеря — МИБ и МБЭС (см. справку) — и создании на их базе структуры, которую возглавит Михаил Касьянов, получила подтверждение?

— В такой формулировке нет. Но наш департамент также получил поручение от правительства представить ему на рассмотрение свое видение дальнейшей судьбы банков. Создана рабочая группа, определен порядок ее работы, в ноябре будет совместное заседание группы и Совета управляющих банков — планируется, что какие-то решения там будут приняты. Хотя бы определена процедура выбора консультанта, который будет оценивать работу банков и их дальнейшие перспективы. Определенные резоны их реанимировать есть. Сейчас эти банки существуют, какие-то небольшие деньги у них есть, они кредитуют российские, монгольские, чешские, вьетнамские предприятия, но реально работают очень слабо. Вопрос, что дальше с ними делать, открытый. СЭВ, в рамках которого создавались банки, прекратил свое существование, и то, чем сейчас занимаются МИБ и МБЭС, может делать обычный банк, даже не входящий в первую тридцатку крупнейших российских кредитных институтов. С другой стороны, поскольку в число учредителей МИБ и МБЭС входят Чехия, Словакия, Болгария, у них есть шанс получить приличный международный рейтинг, а банки с таким статусом России не помешают.

— Доволен ли Минфин сотрудничеством со Всемирным банком? Его часто упрекают в том, что большинство его кредитов идет на оплату собственных консультантов.

— Всего в России Мировым банком было реализовано проектов на сумму $9 млрд, наша задолженность перед ним составляет около $6,1 млрд. Наиболее интересны проекты, связанные с реформой региональных финансов, бюджетного процесса, систем государственного управления, обсуждается новый проект реформирования кадастровой регистрационной системы учета. В целом мы оцениваем сотрудничество с Мировым банком как успешное. Самое важное, что банк научил наши ведомства и регионы новым технологиям работы с деньгами, получаемыми в рамках реализации целевых проектов. Государственный аппарат приобщили к международным стандартам привлечения, использования и контроля за расходованием таких средств. Поэтому в данном случае затраты на консультантов Мирового банка себя оправдывают. Проблема в другом: федеральный бюджет России, как известно, профицитный, есть у нас и стабилизационный фонд, средства которого будут направляться в том числе и на погашение внешнего долга страны. Получается нонсенс: нам не нужно занимать деньги, но мы по-прежнему берем в долг у Мирового банка, хотя и с 2005 года значительно сократили количество новых проектов. В следующем году из десяти ранее планируемых программ предполагается реализовать всего одну на сумму $200 млн — по реформированию ЖКХ.

— Почему бы сразу не оплачивать услуги банка, а не брать у него в долг?

— Нам действительно интересно больше использовать Мировой банк как консалтинговую фирму, но мы не можем отказаться от соглашений, подписанных несколько лет назад и подразумевающих длительный процесс реализации. Кредиты Мирового банка не самые дорогие, досрочно нам выгоднее погасить другие долги, например Парижскому клубу. К тому же банк работает как кредитор, у него свои процедуры и перестроиться ему очень сложно. Захочет ли он работать по новым правилам — это с ним еще предстоит обсуждать. К тому же и нам будет сложно по-иному настроить свой бюджетный процесс. Поскольку деньги от банка были самыми дешевыми и самыми длинными, долгое время мы были заинтересованы как можно больше их привлекать. Сейчас условия меняются, и надо думать, как дальше работать с Мировым банком. Готовых ответов пока нет.

— А как складываются отношения Минфина с ЕБРР?

— По большинству своих проектов ЕБРР работает без суверенных гарантий напрямую с заемщиками. Есть проекты, где банк требует гарантии федерального бюджета, но зачастую довольствуется комфортными письмами, где Минфин просто указывает, что не видит препятствий для реализации какого-то конкретного проекта. Как структура, отвечающая за федеральный бюджет, мы не заинтересованы в покрытии его дефицита за счет кредитов ЕБРР. Но мы заинтересованы в работе с банком, поскольку с ним сотрудничают субъекты Федерации и отечественные предприятия, и нам нравится, как ЕБРР с ними работает, в частности по программам малого бизнеса. Существенных претензий к работе ЕБРР у нас тоже нет. Конечно, в ряде случаев можно говорить, что где-то Мировой банк и ЕБРР завышают тарифы на услуги своих консультантов и что они излишне бюрократичны, и даже найти конкретные примеры, но плюсов от работы банков значительно больше, и они перевешивают минусы.

— Переход на работу в Минфин как-то повлиял на ваши взаимоотношения с группой компаний «АВК» (Дмитрий Панкин судился с Санкт-Петербургским банком реконструкции и развития, контролируемым «АВК». — «Ф.» №.11)?

— Мои личные споры с «АВК» давно закончились, а те организации, на которые были оформлены акции банка и к которым я имел отношение, еще до моего прихода в Минфин были проданы другим собственникам.

— Кстати, «АВК» выиграла конкурс по выбору генагента облигационного займа Петербурга, который впервые был проведен в городе за десять лет бессменной работы «АВК» в этом качестве. Вы не планируете инициировать внесение поправок в Бюджетный кодекс, которые бы ограничивали непрерывный срок работы одного генагента?

— Да что вы говорите (смеется), я ничего не знал о результатах конкурса. Но эти вопросы скорее нужно адресовать моему коллеге Александру Чумаченко (замдиректора того же департамента Минфина, где работает Дмитрий Панкин. — «Ф.»). — Я думаю, он сможет предложить взвешенное решение.

Международный инвестиционный банк (МИБ) и Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) были созданы в 1970-е годы странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). В марте этого года долг бывшего СССР перед банками был обменен на их обязательства перед иностранными кредиторами с одновременным обменом их на еврооблигации РФ, дата погашения которых наступает в 2010 и 2030 годах. Общие суммы требований, предъявленные иностранными кредиторами и допущенные к обмену, в МБЭС составили $212,2 млн, в МИБ — $235,6 млн.

i

Учредителями Межгосударственного банка СНГ (Межгосбанка) являются центральные и национальные банки Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Наиболее крупный пакет у России — 50% акций, Казахстан и Белоруссия владеют по 8%, доли остальных участников меньше.

Журнал «Финанс.» №40 (81) 25-31 октября 2004 — Государство
Беседовала НАТАЛЬЯ ШАКЛАНОВА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.