Музыка. Начало сентября в Москве, ознаменованное бумом концертов классической музыки, должно осчастливить столичных меломанов. После традиционного летнего затишья — настоящая буря. Сначала в Доме музыки выступит Хосе Каррерас. В сопровождении «Нового итальянского квартета», одного из самых почитаемых струнных камерных ансамблей в мире, испанский тенор исполнит известные оперные арии, но в необычной интерпретации — если верить устроителям, без «обязательного» высокого пафоса и наигранной театральности (4 сентября). Эстафету подхватит выдающийся пианист Михаил Плетнев, который даст два сольных концерта в зале Чайковского (5 и 6 сентября). В программе первого выступления — произведения Моцарта и Шумана, второй вечер будет полностью посвящен сочинениям Шопена. Также в эти жаркие дни в Доме музыки выступит прославленный миланский Филармонический оркестр Ла Скала. Будут исполнены симфонии Бетховена и Брамса. 6 сентября.
Театр. В прошлом сезоне главный ньюсмейкер Театра Олега Табакова режиссер Миндаугас Карбаускис поставил по излюбленным прозаическим произведениям два контрастных спектакля. «Рассказ о семи повешенных» по Леониду Андрееву получился филигранным — тонким, органичным, печально-вдумчивым и хорошо сыгранным. А вот «Похождение» по гоголевским «Мертвым душам» вышло натужным, надуманным, безвкусным и бестолковым. Очевидно, литовскому художнику противопоказаны заостренно русские темы и мытарства русской души, ему близки внепространственные и вневременные сюжеты, и главный из них — о смерти. «Рассказѕ» о том, как ждут близкого зримого ужасающего насильственного финала восемь человек — крупный чиновник, которого предусмотрительно оповестили о готовящемся на него покушении, пять юных террористов и два прожженных душегуба. И это мучительное ожидание как лакмусовая бумажка для людских душ — в такие моменты себя истинного не скроешь. 6 сентября.
Почти каждый крупный московский театр имеет в своем репертуаре многострадальную «Чайку», Школа современной пьесы же — целых три. Сначала неутомимый Иосиф Райхельгауз инсценировал сам чеховский текст — спектакль вышел хотя и игровым и насмешливым, но вполне классическим. Во второй раз режиссер взял за основу пьесу Бориса Акунина — тот как мастер плетения детективных интриг все действие построил вокруг одной загадки: кто убил Константина Треплева? Версий — от обыденных до фрейдистских — набралось множество. И сценический итог получился небезынтересным, хоть и довольно бесстрастным. Но душа поэта требовала продолжения — и Иосиф Райхельгауз решился превратить трагическую комедию в оперетту. На удивление «Чайка. Настоящая оперетка» стала лучшим спектаклем театра из чеховской серии — легким, искрящимся, веселым, живым, не испорченным ненужной психологией, с которой артисты и главный режиссер Школы современной пьесы совладать не в состоянии. 6 сентября.
Кино. Малые кинематографии бывших советских республик начинают новую жизнь. Начинают с размахом — с экранизации национального эпоса. Яркий пример подобной эпической ленты о пронизанных драматизмом страницах истории, казахский «Кочевник», срежиссированный, правда, россиянином Сергеем Бодровым-старшим, выходит в прокат. Это история освободительной борьбы бесстрашных казахов против коварных джунгарских завоевателей — в основу картины легли реальные события XVIII столетия. И одновременно с этим история любви — народного героя Мансура, ставшего впоследствии ханом, и девушки-воина Гаухар. Очевидно, что лавры китайских кинематографистов, нащупавших идеальный рецепт экспорта национальных особенностей, многим не дают покоя. С 7 сентября.
Журнал «Финанс.» № 34 (171) 4-10 сентября 2006 — Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.