Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинства зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей существуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для российских же предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планирование необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задолженности, нерациональное их использование, а также недостатки организационной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.
Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менеджерам приходится решать следующие задачи:
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
ускорение истребования долгов;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Эти задачи решает политика управления дебиторской задолженностью. Такая политика, как часть общей политики управления оборотными средствами, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания.
Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.
Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокращении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.
Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций. Помимо указанных в таблице мероприятий на всех этапах ведения хозяйственной деятельности необходимо:
постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;
своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок, поставщики и покупатели по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;
прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;
оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.
Но на практике может оказаться так, что предприятия самостоятельно не могут обеспечить возврат дебиторской задолженности или максимизировать ее, свести к минимуму возможные потери. В этих случаях могут быть приняты меры по досудебному взысканию задолженности, защита страхованием или факторинговые операции.
Меры по досудебному взысканию предполагают:
заключение договора с частными компаниями, использующими различные технологии возврата задолженностей, в основном «информационного» характера, порядок применения которых обязательно согласовывается с заказчиком;
страхование как способ свести к минимуму возможные потери. Это мероприятие направлено против непредвиденных потерь безнадежного долга. В процессе принятия решения по страхованию кредитов необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям, а также стоимость страхования;
факторинговые операции представляют собой продажу прав на взыскание дебиторской задолженности. Факторинговая компания обязуется немедленно оплатить около 80% от стоимости поставок и оплаты оставшейся части (за вычетом процента за кредит) в строго установленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. При этом необходимо оценить, приведет ли факторинговая операция к чистой экономии.
Все вышерассмотренные приемы и методы управления дебиторской задолженностью относятся, главным образом, к нормально функционирующим предприятиям. Но управление дебиторской задолженностью имеет место и в компаниях, находящихся в кризисном состоянии.
Предприятие, стремящееся выйти из кризиса, должно грамотно осуществлять контроль за дебиторской задолженностью и разрабатывать системы договорных взаимоотношений с контрагентами с применением гибких условий и форм оплаты, таких как выставление промежуточного счета, применение гибких цен, банковская гарантия и др.
Для того чтобы устранить последствия кризиса, предприятия иногда нуждаются в решительных и нередко шокирующих мерах. Так, одним из способов рефинансирования активов является продажа или обмен дебиторской задолженности (перемена лиц в обязательствах, финансирование под уступку прав требования, факторинговые операции), который нецелесообразен без предварительной оценки стоимости дебиторской задолженности, поскольку предприятие не сможет реально оценить выгоду и эффект от проводимых мероприятий.
Резюмируя вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть необходимость и важность управления дебиторской задолженностью. При этом решения, принимаемые в ходе текущего управления, должны основываться на оценке эффективности различных методов ее оптимизации, а также на оценке реальной стоимости дебиторской задолженности.
Мероприятия по управлению дебиторской задолженностью
ЭтапМероприятияСостав мероприятийЭтап 1.Анализ Анализ проводится на основании следующих источников:Проведениеинформации данные, получаемые непосредственно от потенциального покупателя;преддоговорныхо потенциальном из внутренних источников (если сделки носят постоянный или периодический характер);процедурпартнере — деловая репутация из внешних источников (коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность, информация, предоставленная компаниями, занимающимися сбором и анализом информации и формированием Анализ конъюнктуры рынка,единой базы данных по юридическим лицам, информация коммерческого банка, обслуживающего покупателя, на котором функционируетдругих партеров по сделкам); потенциальный партнер в случае если сделки с покупателем носят постоянный характер, определяется объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления Анализ финансового состоянияАнализируются платежеспособность, ликвидность, результативность хозяйственной деятельности, финансовая потенциального партнераустойчивость, показатели собственного капитала, объем и состав чистых активов, которые могут выступать в обеспечение кредита при возникновении ситуации неплатежеспособности покупателя Группировка потенциальных партнеров согласно уровню платежеспособности Определение возможных суммРазмер сумм определяется на основании положений кредитной политики предприятия, а также с учетом кредитования для каждого проведенного анализа финансового состояния клиента. клиентаПомимо размеров предоставления кредита (это может быть процент от балансовой прибыли, процент от собственных средств, скорректированный на коэффициент ликвидности, и др.) кредитной политикой определяются такие показатели, как срок предоставления кредита, стандарты кредитоспособности клиентов, политика сбора платежей, скидки, предоставляемые в случае досрочной оплатыЭтап 2.Предусмотреть и зафиксировать Грамотно составленный договор является залогом положительного исхода значительной части конфликтныхЗаключениевсе процедуры договорных ситуацийдоговораотношений Этап 3.Четкий контроль над своевремен-Составляется реестр старения дебиторской задолженности, определяются структура и динамика измененияИсполнениеным выставлением счетовкаждой статьи дебиторской задолженности, срок оборачиваемости дебиторской задолженностидоговорных обязательствЕжедневный оперативный анализ оплаты по выставленным счетам Контроль безнадежных долговОбразование резерва по сомнительным долгам, который определяется в процентах к общей сумме дебиторской задолженности
Источник: «2К Аудит — Деловые консультации».
Журнал «Финанс.» № 18 (14-20 июль 2003) — Бизнес
Наталья Кушим, Ирина Вишневская*
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.