Ровно полвека назад министр иностранных дел Франции Роберт Шуман впервые публично выдвинул идею европейской интеграции. Начало ее воплощению было положено в 1951 году, когда шесть стран – Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург – создали Европейское объединение угля и стали для координации в одной из самых проблемных тогда областей экономики. Опыт сотрудничества оказался успешным, поэтому его решили распространить на ядерную область, и через несколько лет учредили Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Одновременно с ним возникло Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), ставшее впоследствии фундаментом для создания Евросоюза.
Ни один региональный блок в мире не смог успешно пройти столь долгий путь интеграции. Только единая Европа смогла не просто запустить «проект евро», но и сделать новую денежную единицу мировой валютой, присутствующей в резервах большинства стран. Конечно, геополитический и экономический вес ЕС в мире в разы больше, чем каждой из стран в отдельности. В союз уже входят 27 членов с общей численностью населения почти полмиллиарда человек. На него приходится около 1/5 мировой торговли и производства товаров и услуг.
Несмотря на это, единым экономическим организмом Евросоюз можно считать лишь с очень большой натяжкой. Например, средний уровень годовой инфляции в марте составил 2,3%, но при этом показатель колебался от 1,2% в Норвегии до 5,6% в Эстонии. Крупные страны ЕС страдают от высокой безработицы: в прошлом году ее средний уровень во Франции достигал 9,4%, в Германии 8,4% (по 27 странам ЕС – 7,9%).
Сейчас очевидно, что интеграция в единой Европе «выдохлась»: ресурс сближения на сегодняшний день страны-участницы исчерпали. Фундаментальная причина заключается в отсутствии видения стратегических целей. Все ранее поставленные задачи, не противоречащие базовым интересам стран-членов, уже достигнуты. А к переходу на более высокую ступень интеграции – политическую они не готовы. Берлинская декларация, принятая в марте 2007 года по случаю 50-летия заключения Римского договора, стала этаким надгробным камнем европейской конституции, которую отказались принять «старожилы» ЕС – Франция и Нидерланды. Страны Евросоюза не смогли договориться о важнейшем законодательном акте и торжественно оформили этот провал очередным ничего не значащим документом.
Идея упразднения границ для потоков капитала, казавшаяся такой правильной в теории, вызывает все больше споров, когда дело доходит до практики. Между наднациональными структурами единой Европы и властями стран все чаще возникают ожесточенные споры. Взять хотя бы недавнее противостояние испанского правительства, которое желало защитить крупнейшую энергетическую компанию Endesa от поглощения иностранцами, и Еврокомиссии, пригрозившей за это Мадриду введением санкций.
Общая внешняя политика европейских стран тоже существует только на бумаге. Скажем, у Великобритании «особые» отношения с США: достаточно вспомнить поддержку Лондоном действий Америки в Ираке. В то же время другие страны, в частности Франция и Германия, часто не согласны с США по важнейшим вопросам – таким как, например, снятие эмбарго на торговлю оружием с Китаем.
Журнал «Финанс.» №17(203) 7-13 мая 2007 — Мировые финансы
Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.