МАШИНОСТРОЕНИЕ Жми до отказа

За прошедший год государство получило контроль над несколькими крупными машиностроительными предприятиями. Сначала «Рособоронэкспорт» стал управлять «Автовазом», а затем структуры, аффилированные с «Газпромбанком», собрали около 90% акций «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ). На очереди еще одно, более логичное поглощение государством частной компании — вхождение корпорации «Иркут» в Объединенную авиастроительную корпорацию. Оценить перспективы этих сделок достаточно сложно. Все-таки продажа вооружения, участие в выставках и производство автомобиля, который бы потребителю захотелось купить, это очень разные вещи.

По корейскому пути. Тенденции в развитии автомобилестроения вряд ли могут радовать топ-менеджеров «Автоваза». Отечественные машины стремительно теряют свои позиции на рынке, уступая пальму первенства как импорту, так и иномаркам, собранным в России.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на российских производителей, являются укрепление национальной валюты и растущая конкуренция со стороны импорта. Привычные границы ценовых категорий, достаточно стабильно защищавшие позиции российской автомобильной индустрии, постепенно смываются. С одной стороны, растет себестоимость выпускаемой на территории России продукции, с другой — повышается уровень жизни населения, а, следовательно, спрос смещается в более высокие ценовые сегменты.

Сложнее всего к новым реалиям приспособиться именно крупным производителям вроде «Автоваза» или «Руспромавто». Не случайно выручка и «Автоваза» (+5,2%), и «Руспромавто» (+9,7%) в 2005 году значительно отставала не только от общеотраслевых показателей, но и от темпов инфляции. Тем временем место автомобильных монстров активно занимают дочерние предприятия зарубежных компаний и российские предприятия, собирающие иномарки.

В ближайшем будущем, после прихода в Россию основных автомобильных концернов, должен произойти скачкообразный рост количества иномарок российского производства. Предложение увеличится в несколько раз, и, по прогнозам, они могут занять не менее 30% всего автомобильного рынка. Это приведет к кардинальным изменениям в структуре автомобилестроения, идущего по пути, который, так или иначе, прошли многие развитые страны мира — от Канады до Южной Кореи.

Оружие на заказ. Оборонная промышленность, являющаяся самым конкурентоспособным сектором российского машиностроения, по-прежнему находится на подъеме. Исключением в 2005 году стало лишь авиастроение, у которого наступила пауза после особенно удачного периода в 2002-2004 годах, когда суммарная выручка четырех крупнейших компаний (АКХ «Сухой», НПК «Иркут», РСК «Миг» и НАЗ «Сокол») стабильно превышала $2 млрд. Впрочем, снижение продаж авиастроения полностью компенсировали другие секторы ВПК: прежде всего судостроение, удвоившее производство.

Причины успеха ВПК легко объяснимы. Торговля оружием всегда тесно сопряжена с политикой. Поэтому рост геополитического влияния России и грамотное использование нарастающего в мире недовольства США не могли не привести к росту масштабов военно-технического сотрудничества.

Второй ключевой причиной роста является положительное влияние государственного оборонного заказа. По данным Центра АСТ, доля внутреннего рынка в объеме производства 20 крупнейших компаний ВПК возросла с 32% в 2004 году до 38% в 2005 году. Роль гособоронзаказа будет расти и впредь. Во-первых, опережающими темпами увеличивается объем его финансирования. А во-вторых, из-за укрепления рубля сама по себе работа на внутренний рынок становится все более и более привлекательной.

КРУПНЕЙШИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Место

Компания

Специализация

Выручка в 2005 г., млн руб.

1

Автоваз

Автомобили и компоненты

132 531

2

Руспромавто

Автомобили и компоненты

97 415

3

Группа СОК

Автомобили и компоненты

64 441

4

Камаз

Автомобили и компоненты

56 203

5

Концерн ПВО Алмаз-Антей

Машиностроение

42 609

6

Трансмашхолдинг

Вагоностроение

41 737

7

Форд мотор компани

Автомобили и компоненты

39 203

8

Северсталь-авто

Автомобили и компоненты

26 541

9

Уралвагонзавод

Вагоностроение

24 758

10

Корпорация «Иркут»

Авиатехника и компоненты

20 148

11

ПО «Севмаш»

Судостроение

19 136

12

Силовые машины

Энергомашиностроение

18 888

13

Объединенные машзаводы

Машиностроение

18 856

14

Адмиралтейские верфи

Судостроение

18 525

15

Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»

Электроника и электротехника

16 549

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.