Законопроект, подготовленный по инициативе зампреда банковского комитета Госдумы Анатолия Аксакова, предполагает внесение изменений в Гражданский кодекс РФ, согласно которым «договор о залоге автомототранспортных средств и других видов самоходной техники» будет подлежать регистрации в Госавтоинспекции. Цель этого нововведения — обезопасить банки, предоставляющие автоссуды.
Машины, купленные с помощью автокредитов, как правило, оформляются в залог. При этом паспорт транспортного средства (ПТС) остается на хранении в банке до того момента, как клиент полностью вернет долг. Делается это затем, чтобы заемщик не мог продать авто. В случае если он отказывается платить, банк реализует автомобиль и погашает задолженность из полученных средств.
Однако сегодня ГАИ не располагает информацией о том, является ли заложенной та или иная машина. Поэтому должнику ничего не стоит обратиться в инспекцию с заявлением об утере ПТС. Ему выдадут новый, после чего он сможет продать машину, фактически лишив банк предмета залога. «Подобные инциденты происходят довольно часто, — сообщил «Ф.» Анатолий Аксаков. — Отсутствие регистрации ухудшает качество залога и в ряде случаев приводит к отказу в выдаче кредита. Введение этой нормы будет препятствовать отчуждению заложенного имущества недобросовестным залогодателем без согласия кредитора».
По словам депутата, регистрировать заложенный транспорт будут сами банки, сообщая необходимую информацию в Госавтоинспекцию. Но поскольку на гаишников ляжет дополнительная нагрузка по ведению базы, заемщикам придется платить пошлину размером 200-300 рублей. «Это несущественные дополнительные расходы для потребителей, — считает Анатолий Аксаков, — причем после введения данной нормы банки будут подходить к оценке заемщиков более лояльно, а ставки как по рублевым, так и по валютным автокредитам снизятся примерно на 2 процентных пункта».
Снижение произойдет из-за того, что кредитным организациям не нужно будет перестраховываться, закладывая в ставку возможный процент невозврата (сейчас добросовестным заемщикам приходится платить за нерадивых клиентов). «В результате уменьшения рисков для банков можно ожидать некоторого снижения ставок, — подтверждает зампред банка «Авангард» Валерий Торхов. — Регистрация заложенных транспортных средств, безусловно, повысит качество обеспечения, соответственно условия предоставления кредитов на покупку машин станут более привлекательными для автолюбителей».
Однако, по мнению директора департамента розничного бизнеса Банка Москвы Романа Воробьева, поправки вряд ли повлияют на стоимость автокредитов. «Риски при выдаче ссуд на покупку авто и так небольшие, уровень просроченной задолженности не превышает 1%, так что ставки по этому продукту уже сегодня невысокие, — поясняет банкир. — Кроме того, риски далеко не единственный фактор, который влияет на уровень ставок. В частности, стоимость ссуды зависит от возможностей банка привлекать дешевые средства».
Один из собеседников «Ф.» предположил, что регистрация заложенных авто не решит проблему мошенничества: «За определенное вознаграждение злоумышленники смогут договориться об исключении автомобиля из базы данных». Но, как уверяет Анатолий Аксаков, вряд ли кто-либо из сотрудников инспекции пойдет на такой шаг. По его словам, в базе будет содержаться информация о том, когда и кем была зарегистрирована и снята с «залогового» учета машина. Так что вычислить взяточника не составит труда — правда, лишь в том случае, когда саму запись уничтожить будет невозможно.
Журнал «Финанс.» № 35 (125), 26 сентября — 2 октября 2005 — Автофинансы
Кирилл Гуманков
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.