Владимир Бланк: «Если бизнес не способен отбивать проценты, то мы в нем не нуждаемся»

— Владимир Викторович, городская программа социально-экономического развития Петербурга слишком похожа на документы эпохи социализма. Вы хотите к нему вернуться?

— Принципиальное отличие капитализма от социализма заключается в том, что при социализме не важно, сколько у кого денег, — важно распределение ресурсов, а при капитализме наиглавнейшим как раз считается наличие средств. Мы решили воспользоваться сильными сторонами обоих подходов. Создаваемая сейчас у нас система государственного планирования предполагает, что Петербург принимает на себя обязательства по обеспечению качества жизни людей, то есть качества общественно-значимых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность города, — в области здравоохранения, образования, транспорта, ЖКХ, культуры и прочего. Достигнуть этого без определенных элементов плановой экономики невозможно. Непонятно, почему этого надо бояться — все хорошее, что было раньше, надо обязательно применять, ведь так поступает вся Европа, которая у нас в свое время училась. В прошлом году мы вели подготовку к формированию системы планирования, приняли программу СЭР, которая в численных значениях определила обязательства администрации по качеству жизни в городе, а также цели функционирования властных органов. Мы хотим, чтобы к 2008 году качество жизни в Петербурге было на уровне новых членов Евросоюза — стран Восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.

— За счет чего это будет сделано?

— Все хотят жить хорошо сегодня, в крайнем случае завтра, но никак не послезавтра, поэтому, если власть желает кардинально улучшить ситуацию, есть только один рычаг — привлечение денег. Но чтобы инвестор пришел в город, надо обеспечить ему необходимые условия — благоприятный инвестиционный климат, доступность ресурсов, квалифицированные кадры. На наш взгляд, это основное, что привлекает западные компании, когда они делают выводы о размещении тех или иных производств. И эти условия один в один совпадают с необходимым качеством жизни. Поэтому правительство Петербурга решило принять на себя ряд стандартов и обязуется их выполнять. Отклик от бизнес-сообщества по поводу программы СЭР был положительный — по мнению предпринимателей, это именно то, чем и должна заниматься власть — дороги, безопасность, кадры, инженерная инфраструктура.

— А вот бизнес-сообщество в лице малого предпринимателя не очень довольно — по-прежнему долго и сложно зарегистрировать предприятия, хотя вы заявляли, что сроки значительно сократились.

— Сроки регистрации действительно сократились с 13 до 6 месяцев, но это верно только в отношении крупных проектов, таких как Bosh, «Русский стандарт», «Северсталь», Toyota. По всем остальным мы только-только приступили к работе по совершенствованию механизмов, и надо признать, что какое-то время для этого понадобится. Парадокс состоит в том, что процедуру регистрации предприятий регламентирует федеральное законодательство, а оно таково, что, например, экологическая экспертиза простого ларька и атомной электростанции почти сопоставимы по сложности мероприятия. К сожалению, это общероссийская практика. Но мы можем и будем делать то, что в наших силах. Положительный опыт у нас есть, связанный с формированием единого окна. Петербург — один из немногих городов России, где регистрация юридического лица занимает пять дней. У нас есть единый регистрационный центр, где находятся представительства всех федеральных служб. Если раньше бизнесменам надо было отдельно посещать налоговую, Пенсионный и социальный фонды, то сейчас достаточно прийти в одно место и сдать документ, заполненный в установленной форме. И если никаких ошибок не было, вас зарегистрируют. Кроме того, по поручению губернатора Петербурга разрабатываются строительный и дорожный тарифные регламенты, до конца этого года будут полностью приняты четкие правила землепользования. С принятием этих документов сроки согласования размещения объектов недвижимости будут существенно сокращены.

— Насколько существенно?

— Если мы говорим о коммерческой и промышленной недвижимости, то до нескольких месяцев. Сейчас, по нашим подсчетам, процесс проектирования и согласования размещения крупного магазина занимает 9-11 месяцев. В развитых странах, на опыт которых мы должны ориентироваться, сокращение сроков происходит только за счет развития информационных ресурсов и нормативной базы, чего у нас сегодня, к сожалению, пока нет. Возвращаясь к вопросу о малом бизнесе, отмечу, что в прошлом году мы приняли специальную программу, в рамках которой предполагается оказывать ему помощь в виде обучения навыкам ведения предпринимательской деятельности и финансовой поддержки при получении кредитов в банках. Кроме того, малый бизнес активно привлекается к выполнению городских заказов — на его долю проходится 30-40% работ. Хотя не скажу, что эта процедура работает идеально.

— В чем заключается финансовая поддержка города при получении кредитов?

— Кредиты будут предоставляться по рыночным ставкам исключительно на инвестиционные цели — приобретение и реконструкцию оборудования, недвижимости. Если у предпринимателя недостаточно обеспечения, город будет выплачивать банкам субсидию на покрытие его кредитных рисков. В бюджете на текущий год предусмотрено выделение на эти цели 25 млн рублей, что позволит сформировать кредитный портфель объемом 2,5-3,5 млрд рублей. На обучение предполагается выделить 10 млн рублей.

— Но для малого бизнеса рыночные ставки слишком высоки.

— Если бизнес не способен отбивать проценты, то мы в нем не нуждаемся.

— Городские предприниматели недовольны ужесточением правил игры на алкогольном рынке.

— В розничную сеть алкоголь поступает примерно от 150 оптовых организаций и 62 акцизных складов, но «реальных» компаний из них не более 50, все остальные представляют собой организации, деятельность которых не приводит к уплате налогов. Исходя из этого, мы приняли решение придерживаться политики, направленной на укрупнение операторов этого рынка, повышение их имущественного статуса и ужесточения контроля недобросовестных участников. Теперь для учреждения акцизного склада необходимо получить согласование нашего комитета, которое выдается на конкурсной основе. Уточнены правила хранения региональных акцизных марок. Участники рынка предупреждены о новых правилах игры, которые абсолютно понятны и прозрачны. Все случаи, связанные с нарушениями, подробно обсуждаются на межведомственной комиссии, поэтому здесь нет никакого административного решения. За нарушение правил уже было отозвано три согласования на учреждение акцизного склада и аннулировано пять аттестатов аккредитации на продажу спиртных напитков. Насколько эффективны оказались эти меры, свидетельствует тот факт, что в первом квартале этого года налоги по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли почти на 40% — до 610 млн рублей.

— Почему, когда вы работали в администрации Пскова (в 2000-2003 годы Владимир Бланк был вице-губернатором Псковской области. — примеч. «Ф.»), деятельность компании «Псков-алко» частично финансировал местный бюджет?

— Никто из моих бывших коллег не может сказать, что я что-то делал по отношению к «Псков-алко». Я курировал совершенно другие вопросы, и потребительский рынок, в том числе алкогольный, ко мне никакого отношения не имел.

Журнал «Финанс.» № 23 (113) 20-26 июня 2005 — Главная тема
Беседовала НАТАЛЬЯ ШАКЛАНОВА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.