Согласие правительства на блокирующий пакет акций ФЦД вместо ранее затребованного контрольного не произвело никакого впечатления на оппозиционеров, сплотившихся вокруг американской компании Pratt & Whitney и губернатора Пермской области Юрия Трутнева. В итоге переговоры зашли в тупик, а согласование схемы активов главного моторостроительного центра перенесли еще на полгода.
Поражение правительственного десанта в Перми в пресс-службе «Росавиакосмоса» прокомментировали лаконично: «Мы имеем то, что имеем. В результате приватизации государство оказалось не в состоянии активно влиять на ситуацию». Напомним, что решение о создании ФЦД в рамках целевой президентской программы развития отечественного авиастроения было принято еще в 2001 году. Теперь стратегия правительства стала более гибкой. По словам Бориса Алешина, одной из возможных схем является предоставление государством ФЦД права распоряжаться интеллектуальной собственностью стоимостью $250 млн в обмен на блокирующий пакет акций. Затем будет создана управляющая компания с условным названием «Пермский моторный комплекс».
Очевидно, умерить амбиции в вопросе прав собственности государственным чиновникам пришлось не от хорошей жизни. Поднять пермский моторный завод одними бюджетными инъекциями правительству не удастся. Стоимость разработки и сертификации новой авиационной силовой установки ПС-90А2 (этим пермяки сейчас занимаются вместе с американцами) оказалась слишком высокой. Президент United Technologies International Operations Ричард Броди заявил корреспонденту журнала «Финанс.», что «ни одна даже самая крупная фирма в мире не может в одиночку осуществлять такие проекты». По этой причине заокеанская компания, управляющая Pratt & Whitney и через нее Пермским моторным заводом, чувствует себя достаточно комфортно в дискуссии вокруг ФЦД.
Американцы пообещали инвестировать в двигатель, с которым наш авиапром связывает большие надежды, $150 млн. Фактически на осуществление проекта затрачено уже около $30 млн. Но, как правило, когда у партнеров по совместному проекту складываются натянутые отношения, финансовый ручеек основного инвестора быстро мелеет. В 2002 году, когда «Интеррос» поддержал идею передачи контрольного пакета акций «Пермских моторов» государству, компания Pratt & Whitney выделила заводу всего лишь $1 млн. Так что, открывая и закрывая клапан финансирования, американские партнеры могут довольно легко управлять «авиамоторными» амбициями правительства.
Журнал «Финанс.» № 20 (28 июль-03 август 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.