Алюминиевая омерта

Решение не окончательное — Минпромнауки, ГТК, Минфину и МНС предстоит до 3 апреля перепроверить представленные Минэкономразвития расчеты и подготовить окончательные проекты постановлений.

«Антитоллинг» в интерьере Белого дома

Сама формулировка резолюции комиссии свидетельствует о том, что в Белом доме решили не отягощать законодательные органы обсуждением поправок в статьи Таможенного кодекса и ограничиться решением «на уровне правительства». Впрочем, такое право, даже с учетом его альтернативного толкования, предоставлено исполнительной власти соответствующими законами. Ответственный секретарь комиссии по защитным мерам во внешней торговле, глава департамента Минэкономразвития Андрей Кушниренко, которого называют главным идеологом и вдохновителем «антитоллинга», считает, что нет нужды вносить изменения в действующее законодательство. В соответствии со статьей 24 Таможенного кодекса РФ достаточно принять постановление, подписанное премьер-министром.

Робкие попытки отменить толлинг весной 2002 года предпринимались «на уровне Госдумы». Но ни к чему в итоге не привели — лоббистам удалось относительно легко урегулировать разногласия с парламентариями. Попытки пополнить казну за счет доходов алюминиевых компаний успешно провалились. Судя по всему, в правительстве до сих пор обдумывают, какой из вариантов отмены толлинга задействовать. Парламентский механизм в год выборов, безусловно, менее предпочтителен. Нет никакой гарантии, что он не оправдает себя точно так же, как и в прошлом году. Остается испытанная процедура административного запрета, которую к тому же можно смело выдать за один из методов экономической политики правительства.

Если нынешняя антитоллинговая кампания увенчается победой противников давальческих схем, алюминиевым олигархам придется сворачивать бизнес в России либо искать пути крупномасштабной диверсификации офшорных капиталов. Признать это — значит точно определить цену вопроса. Поэтому владельцы алюминиевых заводов открыто говорят лишь о возможных экономических потерях и угрожают правительству социальными потрясениями. Таким образом занижается формальная сумма возможной сделки с правительством, что с коммерческой точки зрения вполне оправданно. Как свидетельствует лоббистский опыт крупного капитала, это практически безотказный прием, оказывающий на исполнительную власть стимулирующее действие.

«Расхождения» в цифрах

Генеральный директор «Русал — Управляющая компания» Александр Булыгин сразу же после заседания комиссии заявил, что в случае запрета толлинга компания вынуждена будет уволить около 20 тыс. сотрудников на отраслевых предприятиях. Это позволит сэкономить около $120 млн из фонда оплаты труда. Возможно, будут остановлены Самарский и Белокалитвинский заводы, а прямые потери алюминиевого холдинга составят $400 млн. По мнению заместителя генерального директора «Русского алюминия» Евгения Иванова, переход на прямые экспортно-импортные операции приведет к росту цен (соответственно и затрат) на закупку глинозема. Размер привлекаемых оборотных средств компании увеличится втрое — с $500 млн до $1,5 млрд. У самого «Русала» таких денег нет, поэтому, как здесь считают, придется брать кредиты в западных банках и только на процентах терять около $150 млн в год.

При нынешних 5-процентных пошлинах на импорт глинозема и экспорт алюминия гипотетические потери «Русала» составляют $25 млн, запрет же толлинга обойдется ему дополнительно в $150 млн «налоговых расходов». По подсчетам советника министра финансов Алексея Глаголева, одновременная отмена экспортно-импортных пошлин, приносящих в казну почти $100 млн, будет компенсирована упразднением толлинга. В этом случае, как считает аналитик ИК «Тройка-Диалог» Василий Николаев, налоги придется платить с основных прибылей переработчиков, которые сейчас аккумулируются за пределами России. Активно инвестировать в повышение эффективности производства, считает аналитик, «Русалу» будет сложно, поэтому в компании для минимизации потерь наверняка пойдут по пути сокращения персонала предприятий. О чем и было заявлено.

По толлинговым схемам в России производится почти 60% алюминия, при этом около 80% первичного металла экспортируется. По данным из независимых источников, в 2002 году в стране выплавлено 3,343 млн тонн алюминия, в том числе по давальческим схемам — почти 2 млн тонн. Толлинг в «Русском алюминии» занимает до 80% всего объема производства. Как заявил Александр Булыгин, только «Русал» производит 2,5 млн тонн алюминия, а завозит по толлинговым схемам 3,4 млн тонн глинозема, всего же в России выплавляется 3,5 млн тонн первичного алюминия. Эти цифры существенно отличаются от представленных правительством. В справке комиссии по защитным мерам во внешней торговле производство алюминия в РФ оценивается в 2,5 млн тонн, а переработка по толлингу глинозема — в 1,8 млн тонн. По заявлению главы «Русал — Управляющая компания», члены комиссии пытаются обвинить алюминиевые компании в противоправных действиях. Металлурги якобы смешивают российский глинозем с давальческим, а всю готовую продукцию экспортируют по толлингу. Как считает большинство аналитиков, это, вероятно, и послужило одним из поводов к очередному всплеску «антитоллинговых» эмоций в правительстве.

В действительности же истинные причины новой атаки правительства, направленной на запрет толлинговых преференций алюминиевых компаний, гораздо глубже. А расхождения в цифрах бизнеса и власти объясняются тем, что со времен СССР данные Госкомстата по цветной металлургии остаются закрытыми. Исполнительные органы используют официальные источники, а алюминиевые компании — данные собственной финансовой отчетности, которая, в принципе, и должна служить базой для расчетов Госкомстата. Гриф «Для служебного пользования» служит отличной ширмой для подковерных сражений, крапленой аргументации и тривиальных коррупционных сделок.

Коррозия алюминия

Толлинг — чрезвычайно удобная, а главное — вполне легитимная схема минимизации фискальной нагрузки алюминиевых предприятий России. По этой схеме в бухгалтерских отчетах не отражаются расходы предприятия на закупку сырья и доходы от продажи готовой продукции. Налогообложению подлежит только прибавочная стоимость предприятия «за услуги по переработке сырья». В режиме толлинга не уплачиваются импортные и экспортные пошлины и не учитывается НДС. Производство первичного алюминия на давальческом сырье позволяет до рубля спрогнозировать доходы и расходы. Размер налогов, которые владелец должен уплатить в казну, определяется не налоговым законодательством и фактической рентабельностью предприятия, а зависит от желания самого владельца. В условиях российского правового поля невозможно доказать, что владельцем давальческого сырья, то есть бокситов или глинозема, являются фактические собственники перерабатывающих предприятий. Например, по данным МНС, в конце 90-х годов алюминиевые предприятия получали из казны больше (в виде возврата НДС за экспорт), чем уплачивали по всем налогам. А сверхприбыли алюминиевых королей оседали на офшорных счетах. По весьма скромным данным МНС, только в 1999 году бюджет недосчитался около $300 млн. Очевидно, что истинная цифра бюджетных издержек на несколько порядков больше.

Поразительно, но в ходе многолетней дискуссии о плюсах и минусах толлинговых схем никто из ее участников не задавался вопросом: почему алюминиевый холдинг Олега Дерипаски считается второй компанией в мире по производству первичного алюминия после американской Alcoa, а сам г-н Дерипаска — долларовым миллиардером (исходя из оценок собственности)?

Ведь строго юридически холдинг не является владельцем выплавляемого алюминия. И «Русский алюминий» производит далеко не русский алюминий. Его собственники — компании-толлингеры, зарегистрированные, как правило, в офшорах. Поэтому и просчитать суммы, которые в результате отмены толлинга государство должно будет возвращать в виде НДС экспортерам собственного сырья (первичного алюминия), сейчас просто невозможно. Эксперты вынуждены соглашаться с тем, что законодательной базы для производства алюминия в России вне толлинговых схем сейчас не существует, а те, что используются, только с большой натяжкой можно назвать «серыми». Но все: и правительственные чиновники, и экономисты, и депутаты — не решаются публично признать наличие проблемы, которую иначе как в законодательном порядке не решить. Но если по вопросу не высказывается президент, значит, «алюминиевую омерту» нарушать до поры не следует. Поскольку речь идет о судьбе всего алюминиевого бизнеса в России, с которым волею случая оказался связан первый российский президент…

У них и у нас

Толлинговые схемы широко применяются во всем мире, в том числе и алюминиевыми предприятиями. Впервые потребность в международном разделении труда почувствовали в США и Германии, где в 70-х годах наблюдался резкий рост заработной платы. Отсюда сырье на переработку и комплектующие для сборки отправлялись в Китай, Южную Корею, Гонконг, Испанию, Португалию, Грецию. Это послужило толчком к экономическим реформам и росту доходов населения и соответственно к увеличению потребительского спроса в этих странах. Одновременно толлинговые схемы позволили США, Германии, некоторым другим европейским странам снизить расходы на производство высококачественных товаров, а также стимулировать спрос.

После развала СССР основные сырьевые ресурсы алюминиевой промышленности России остались за ее пределами, под угрозой остановки оказались крупнейшие предприятия цветной металлургии. Для спасения алюминиевой державы свой рецепт предложили небезызвестные братья Лев и Михаил Черные. Им надоела торговля гвоздиками на ташкентских рынках, они перебрались в Москву и порекомендовали растерянному российскому правительству алюминиевый толлинг. Он-то и спас крупнейшие в мире алюминиевые предприятия от банкротства и позволил сохранить десятки тысяч рабочих мест. Впервые толлинг в России внедрила на Братском алюминиевом заводе (БрАЗ) в 1992 году компания Trans World Group, которая принадлежала братьям Черным. «Семейный бизнес» братьев в конце концов перешел к нынешнему владельцу большей части алюминиевых активов в России — Олегу Дерипаске.

…к обоюдному неудовольствию сторон

Весенняя атака депутатов на алюминиевый толлинг в прошлом году захлебнулась. Инициатором нового наступления против давальческих схем стал, как ни странно, Александр Хлопонин, при публичной поддержке российского президента осенью 2002 года ставший губернатором Красноярского края. Губернатору нужно было показать себя хорошим хозяйственником и заставить Красноярский алюминиевый завод помочь краевой казне. Однако после встречи с одним из менеджеров «Базового элемента» Александр Хлопонин от этой затеи, по-видимому, решил отказаться и стал более сдержан в выражениях. Эстафету г-на Хлопонина подхватил в конце декабря 2002 года председатель комитета Госдумы по бюджету и налоговой политике Владислав Резник.

По его подсчетам выходило, что при цене алюминия на Лондонской бирже $1300-1350 за тонну маржа российских предприятий составляет около $500. Бюджет в этом случае недополучает около $176 млн в год. При отмене толлинга себестоимость алюминия вырастет максимум до $1150 за тонну. А поэтому рентабельность отечественных предприятий останется высокой. Эту точку зрения поддерживают эксперты компании «Финанс Аналитик», считающие, что при отмене толлинга затраты на тонну глинозема возрастут с $220 до $320, что позволит сохранить конкурентоспособность продукции отечественных металлургов на мировых рынках.

В алюминиевых компаниях посчитали выкладки председателя бюджетного комитета не более чем «популистским заявлением», а его запрос в правительство — частью предвыборной кампании. Однако в правительстве запрос депутата рассмотрели. Председатель комиссии по защитным мерам во внешней торговле Алексей Кудрин в начале февраля поручил ГТК, Минэкономразвития и Минпромнауки разработать соответствующий проект решения комиссии. В Минэкономразвития с поставленной задачей успешно справились и предложили отменить толлинг в алюминиевой промышленности с января будущего года.

Такой поворот событий стал полной неожиданностью для алюминиевого лобби. Олег Дерипаска публично пригрозил чиновникам Минэкономразвития судебным преследованием «за дискриминацию по цеховому признаку». Другие менеджеры алюминиевого холдинга пообещали найти подходы не только к судебной власти, но и прежде всего воздействовать на исполнительную.

Судя по тому, что глава департамента Минэкономразвития Андрей Кушниренко, один из главных виновников «антитоллингового» скандала, наотрез отказывается давать комментарии журналистам до окончания работы над новым проектом постановления, менеджеры крупнейшего алюминиевого холдинга страны умеют держать слово.

Очередной раунд публичного противостояния ждать осталось недолго — ближайшее заседание комиссии по защитным мерам во внешней торговле намечено на четверг. Можно не сомневаться, что исход борьбы в случае ее чрезвычайного обострения (это рано или поздно неизбежно произойдет) будут решать кремлевские секунданты.

Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Экономика
Александр Кривцов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.