Министерства бьются за стандарты отчетности

Еще в конце января Минфин разработал годовую программу обновления стандартов отчетности. Однако правительство, в целом одобрив план, в полной мере результатами работы министерства не удовлетворилось. Премьер Михаил Касьянов отправил программу на доработку и одновременно поручил главе Минэкономразвития Герману Грефу разработать свою концепцию перехода.

Минфин в программе

Минфиновский план мероприятий предусматривал внесение до 1 апреля 2003 года в правительство проекта закона «О сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности». В соответствии с законопроектом открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на финансовом рынке, должны начать готовить консолидированную отчетность на основе МСФО с 2004 года, остальные АО — с 2007 года, а организации, которые готовили отчетность по иным международным правилам, в частности GAAP, — с 2008 года.

Программа предусматривает, что консолидированная отчетность на основе МСФО будет готовиться путем трансформации данных, получаемых на основе российского бухучета. Вопрос об отказе от национальных стандартов бухучета даже не обсуждается, но принципиально важно, чтобы они были максимально приближены к принципам МСФО. Минфин также готов изменить законодательство в связи с использованием показателей сводной финотчетности на основе МСФО для расчета чистой прибыли и дивидендов. Предполагается подготовка предложений по использованию данных консолидированной отчетности в системе статистического наблюдения. Кроме того, план предлагает разработку программ обучения специалистов международным стандартам бухучета, а также изменений в программу аттестации и проверки квалификации главных бухгалтеров и иных специалистов, формирующих сводную бухгалтерскую отчетность на основе МСФО.

Минэкономразвития в концепции

В Минэкономразвития с таким положением дел не согласны. Основные разногласия министерств — в определении количества отчетности, которая должна функционировать на территории России. Если, по мнению Минфина, отказ от национальных стандартов бухгалтерской отчетности обернется потерей суверенитета, то чиновники Минэкономразвития, напротив, считают, что тройная бухгалтерия (национальные стандарты, МСФО, налоговый учет) повлечет за собой дополнительные нагрузки на предприятия, поскольку параллельное сохранение старых и новых методик бухучета сильно увеличит издержки бизнеса.Разработанная Минэкономразвития концепция существенно отличается от минфиновской. Ее проект предполагает четыре варианта перехода на МСФО: постепенное сближение национальных и международных стандартов финансовой отчетности, единовременный переход на МСФО всех организаций, внедрение новых стандартов только в отношении консолидированной отчетности узкого круга компаний и поэтапное внедрение МСФО для широкого круга организаций.

И если Минфин Алексея Кудрина явно придерживается первого варианта, то ведомство Германа Грефа предлагает пойти по последнему — поэтапному способу внедрения МСФО. Поэтапным переходом предусмотрены, так же как и в минфиновском плане, три этапа перехода предприятий на МСФО и определенные временные рамки. Однако время перехода схоже только на первом этапе — 2004 год. Здесь отличие только в составе «участников», так как Минэкономразвития считает, что наряду с банками и некоторыми ОАО на МСФО должны будут перейти все «социально значимые предприятия», ценные бумаги которых включены в биржевые котировальные листы, а также профессиональные участники фондового рынка.

Малые предприятия, по концепции Минэкономразвития, не обязаны переходить на МСФО и смогут выбирать между ними и национальными положениями о бухгалтерском учете (ПБУ). И это неудивительно, поскольку для средних и малых предприятий совсем не обязательно столь подробно и полно раскрывать все показатели, которые присутствуют в отчетности крупных корпораций, составляемой по МСФО. К тому же проблема разработки стандартов для малого и среднего бизнеса не решается на глобальном уровне, каждая страна должна сама определить требования к учету и отчетности таких фирм.

Второй этап начинается с 2006 года, когда на МСФО должны перейти ГУПы и компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. И только с 2010 года на МСФО должны перейти все остальные социально значимые компании — открытые акционерные общества и те предприятия, которые ведут отчетность по другим стандартам, например US GAAP.

Серьезным отличием в планах министерств является и изменение действующего законодательства. Если в Минфине речь идет только о профильных «бухгалтерских» законах, то Минэкономразвития считает, что для перехода на МСФО потребуется ряд изменений в Конституции, где указано, что бухучет ведется по национальным правилам, налоговому законодательству, а также обязательным является принятие законопроекта «О саморегулируемых организациях».

В результате сегодня сомнений не оставляет только переход на МСФО всех банков с 2004 года, поскольку об этом уже объявил Центробанк. Да и сами банки заинтересованы в том, чтобы их отчетность признавалась на Западе. А вот только ли по международным стандартам будут отчитываться банки, тоже станет ясно только после принятия главной программы.

Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) — Экономика
Ульяна Власенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.