Правила игры. На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении закон о туристических особых экономических зонах. Документ был внесен группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерием Драгановым. Предполагается, что резиденты таких зон получат пятилетние налоговые каникулы по налогу на имущество и земельному налогу, а также льготу по ЕСН, которая позволит облагать зарплаты до 280 тыс. рублей в год по пониженной ставке в 14%. При этом регионы смогут предоставлять дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль.
Впрочем, Юрий Жданов, глава Федерального агентства по управлению ОЭЗ (ФАУОЭЗ), считает, что налоговые послабления — это не главное. «На первом месте все же стоят вложения государства, субъектов Федерации в инфраструктуру отдыха — дороги, энергетику и аэропорты. Такие вложения предусматривают проекты территорий, наиболее активно претендующих на статус туристических ОЭЗ, — таких как прилегающие к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область», — поясняет чиновник. Закон может быть принят в ближайшее время, однако реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон могут начаться только в 2007 году, так как в бюджете на нынешний год средства на это не предусмотрены.
Сейчас в Минэкономразвития разрабатывают законопроект, посвященный портовым ОЭЗ. В апреле уже может быть начато его обсуждение в правительстве. По неофициальным данным, территории, у которых есть значительные шансы на получение статуса портовой ОЭЗ, — это морские порты Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. А среди аэропортов наиболее вероятные кандидаты — Красноярский и Домодедовский. Резиденты портовых зон смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров, а также не платить акцизы на топливо и ГСМ. Чтобы победить в конкурсе, регион должен получить согласие инвестора, готового построить новый морской порт или участок на территории действующего порта не менее чем за 250 млн евро. Для аэропортов нужен инвестор, который сможет выложить на строительство терминала от 50 млн евро либо реконструировать морской или авиапорт, вложив от 10 млн евро. «И сроки окупаемости, и сроки реализации проекта по портовым зонам будут намного более длительными по сравнению с другими ОЭЗ. Поэтому все цифры, заложенные в законопроекте, достаточно условные, ведь портовые зоны требуют значительных по сравнению с другими зонами инвестиций», — говорит Юрий Жданов.
10 марта премьер-министр Михаил Фрадков утвердил программу развития технопарков, рассчитанную на срок до 2010 года, разработанную Мининформсвязи. В ней будут участвовать территории, не прошедшие конкурс на создание ОЭЗ. В отличие от особых экономических зон технопарки будут управляться не государственным агентством, а частной управляющей компанией, которую выберут на специальном инвестиционном конкурсе. Налоговых льгот для участников проекта программа не предполагает, но при этом государство готово выступить в качестве соинвестора при развитии инфраструктуры технопарков. Объемы финансирования в проекте не прописаны, но, по данным Мининформсвязи, оно должно составить примерно одну пятую расходов на инфраструктуру. Всего планируется создать пять технопарков — в Новосибирске, Тюмени, Казани, Сарове (Нижегородская область) и Обнинске (Московская область) («Ф.» № 37).
Шоссе для энтузиастов. Еще на этапе подготовки законодательной базы для ОЭЗ многие эксперты указывали, что создаваемая система не будет привлекательна для инвесторов, поскольку администрирование выходит слишком громоздким. «Во всем мире подобные зоны создаются либо на разрешительной, либо на заявительной основе. Больше распространена вторая модель: в этом случае те функции, которые у нас возложены на агентство при Минэкономразвития, выполняет частная девелоперская компания, — отмечает руководитель Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН Наталья Смородинская. — У нас все устроено по смешанной системе — ФАУОЭЗ выполняет одновременно и административные, и коммерческие девелоперские функции. Подобная система дает очень значительные возможности для злоупотреблений. Как следствие система контроля получается такой громоздкой, что инвесторам просто невыгодно работать в новых ОЭЗ».
К тому же, считает Наталья Смородинская, у государства нет критериев, согласно которым одним территориям следует предоставлять преимущества, а другим не следует. «Я не удивлюсь, если в итоге выяснится, что никаких конкурсов на создание ОЭЗ на самом деле не было, то есть вся конкурсная процедура была чисто формальной. А право на создание ОЭЗ получили те территории, договоренность с которыми была достигнута заранее, на каких-то неявных, непрозрачных условиях», — считает эксперт.
Специалисты в области налогов считают, что ОЭЗ все-таки привлекательны для инвесторов. «Согласно нынешнему режиму, компании получают некоторые льготы по налогу на прибыль и достаточно серьезные послабления по налогу на имущество, а также земельному налогу. Кроме того, очень привлекательной для компаний — резидентов ОЭЗ является возможность ввозить оборудование без уплаты таможенных платежей и НДС», — отмечает партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Гуща.
«Очень важна возможность ускоренной амортизации (двойной коэффициент) в целях принятия расходов при исчислении налога на прибыль и сниженные ставки ЕСН. Менее важно (в силу невысоких ставок) освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога сроком на пять лет», — считает Александр Верещагин, старший юрист компании Hellevig, Klein and Usov.
В январе министр экономического развития и торговли договорился с губернаторами регионов, в которых расположены ОЭЗ, об отмене региональных налогов для резидентов зон. Согласно заявлению Германа Грефа, все необходимые для этого законодательные акты будут приняты в течение ближайших двух месяцев. Так что компании избавятся еще и от транспортного налога, и региональной части налога на прибыль (4%).
Сохранение баланса. Основным аргументом противников второй попытки создания «точек роста» был негативный опыт работы свободных экономических зон и закрытых территориальных образований в 90-е годы. Еще слишком свежи в памяти коллизии, связанные с налоговыми и таможенными злоупотреблениями. А одержавшие победу сторонники ОЭЗ напирали на то, что именно свободные экономические зоны являются источником благополучия многих азиатских стран с развитой экономикой и опытом этих стран неплохо было бы воспользоваться. Но гарантии того, что история 90-х не повторится вновь, никто дать не может.
Правила игры для второй попытки действительно установлены так, чтобы снизить возможность налоговых и таможенных махинаций. «На мой взгляд, это законодательство составлено таким образом, чтобы максимально застраховаться от тех, кто будет стремиться использовать ОЭЗ в целях, не связанных с развитием производства, — говорит Валерий Гуща. — Однако нельзя полностью исключить попытки недобросовестного использования статуса резидента ОЭЗ. Решение данного вопроса всецело зависит от администрации самой особой зоны».
«К сожалению, исключить, что ОЭЗ станут инструментом минимизации налогов, я не могу, — соглашается Наталья Смородинская. — Теоретически такая возможность все равно существует несмотря на все прописанные в законодательстве запреты. Сложно сказать, при помощи каких именно схем может производиться такая минимизация, но для их разработки существует целая армия заинтересованных людей. И, как показывает практика деятельности ОЭЗ в России, о сути таких схем становится известно только после того, как они уже были применены».
Получается, что администрировать ОЭЗ нужно достаточно жестко, и на это есть невыдуманные причины. Но при этом администрация ОЭЗ не должна отпугнуть потенциальных инвесторов. Пример чрезмерного «закручивания гаек» не надо далеко искать — в соседней Белоруссии свободные экономические зоны существуют в течение последних десяти лет и очень жестко администрируются. Но при этом за все время существования они привлекли инвестиций всего на $159 млн, и ни одного проекта транснациональной компании с громким именем, способного создать репутацию для ОЭЗ.
Капризные инвесторы. В СМИ периодически появляются списки компаний с мировыми именами, которые, по утверждению чиновников из федерального агентства, готовы хоть сейчас стать резидентами ОЭЗ, но ждут, пока начнется регистрация. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не совсем так.
«Ф.» пообщался лишь с некоторыми «потенциальными резидентами», но и этого оказалось достаточно для того, чтобы усомниться в их энтузиазме. Например, ФАУОЭЗ распространяло через СМИ информацию о вполне конкретных планах Boeing — речь шла о том, что компания намерена построить в дубнинском ОЭЗ конструкторское бюро. В представительстве самой Boeing, однако, об этом говорят не столь определенно. «Мы, безусловно, заинтересованы работать в ОЭЗ, если исходить из законодательства в его существующем виде. Компания Boeing внимательно следит за процессом создания подобных зон в России, считая, что этот шаг является правильным и позитивным. Наши российские партнеры (в частности, компания «Прогресстех» и некоторые другие) планируют работать в ОЭЗ. Не исключено, что и Boeing в определенный момент окажется там. Но о том, когда и в каком виде это произойдет, пока говорить рано. Скорее всего это будет IT проект», — заявил менеджер по связям с прессой представительства Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин.
Другие компании, фигурирующие в списках ФАУОЭЗ, официально ситуацию не комментируют. Однако на условиях анонимности представитель крупной транснациональной корпорации, которая, судя по информации агентства, готовится зарегистрироваться в качестве резидента Липецкой ОЭЗ «Казинка», сообщил: «Мы ничего не знаем о том, что наша компания собирается стать резидентом ОЭЗ в Липецке. Более того, ровно такая же ситуация обнаруживается в случае проекта с технопарками. В прессе появляется длинный список авторитетных компаний, которые якобы собираются работать в технопарках, но после того, как вы наводите справки в этих компаниях, выясняется, что они ничего о своей грядущей работе в качестве резидентов технопарков не знают и намерений никаких по этому поводу не имеют».
«Насколько мне известно на данный момент, наша компания не участвует в переговорах, касающихся регистрации в качестве резидента ОЭЗ», — говорит представитель другой известной компании, имя которой появилось в прессе в списках потенциальных резидентов ОЭЗ в Томске.
Пустые кресла. Нет пока ясности и в вопросе, кто будет управлять ОЭЗ. Судя по информации из раздела «вакансии» с сайта ФАУОЭЗ, в агентстве до сих пор полностью не укомплектован кадрами целый ряд отделов и управлений. С одной стороны, то, что сотрудников набирают на основе открытого конкурса, можно только приветствовать. Но с другой — скоро должна начаться регистрация резидентов в ОЭЗ, а отсутствие чиновников создает неопределенность и вряд ли добавляет инвесторам уверенности. Однако Юрий Жданов уверен, что все в порядке. «Видимо, дело еще в том, что у нас давно не обновлялся сайт. Да и помещение нормальное для работы мы получили лишь недавно — когда мы начинали работать в прошлом году, нас было тридцать человек в одной комнате. Сейчас нам выделили нормальный офис, и у нас будут достойные условия для каждого сотрудника. Руководители всех шести ОЭЗ уже назначены, да и остальные сотрудники работают не числом, а умением. И если у нас один работает за пятерых, то я думаю, что это, наоборот, хорошо», — говорит он.
В общем, если баланс интересов соблюсти удастся, то ОЭЗ могут принести немало пользы. Но для этого надо как минимум вести с инвесторами открытый диалог и не вводить в заблуждение ни их, ни все остальное общество.
Журнал «Финанс.» №11 (148) 20-26 марта 2006 — Экономика
Павел Рябиков
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.