Футбольная экономика

ГЕОРГИЙ ЯРЦЕВ, главный тренер сборной России по футболу, вряд ли виноват в неудаче на чемпионате Европы. Ведь, перефразируя Карла Маркса, футбол — концентрированное выражение экономики. Вот экономика и виновата.

В середине прошлого десятилетия в приличных западных клубах играло в несколько раз больше россиян. Многие из них завершили карьеру, другие — вернулись в Россию.

РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ стали платить игрокам гораздо больше, но не это главная причина того, что абсолютное большинство игроков играет в стране. Просто словосочетание «российский футболист» стало синонимом слова «неудачник». Есть, конечно, исключения, самое яркое из которых — Дмитрий Аленичев, в этом году выигравший в составе «Порто» Лигу чемпионов, а в прошлом — кубок УЕФА.

Однако чемпионат в Португалии еще более укрепил спортивный рынок в своем негативном мнении. Два стартовых поражения резко снизили возможную трансферную стоимость футболистов и лишили экономику нескольких десятков, а то и сотен миллионов долларов. Это деньги, которые российские клубы могли бы выручить за продажу футболистов в случае их успешной игры. Конечно, продать такого футболиста, как Александр Кержаков, можно и сейчас, но если бы он забил мяча три на чемпионате Европы, его цена была бы гораздо выше.

Причина низкого спроса на российских игроков заключается в стабильных (в нехорошем смысле слова) выступлениях российской сборной в турнирах и российских клубов в еврокубках (кроме «Локомотива»). С 1990 года сборная почти всегда попадала в финальную часть чемпионатов мира и Европы, но ни разу не выходила из группы во второй этап соревнований. Причем, как правило, уже после первых двух матчей фактически лишала себя шансов на выход в плей-офф. С точки зрения имиджа российского футбола предпочтительнее выглядела бы ситуация, при которой сборная в тяжелой борьбе вообще не попадала бы на чемпионат. И не позорилась там. Грузия, например, в отборочном цикле сыграла хуже России, однако это не мешает 70% ее игроков играть в ведущих европейских клубах.

НА НЕБЫВАЛО НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (нет возможности выставить 11 игроков высокого класса от 140-миллионной страны) российский футбол вывела и экономика внутреннего чемпионата. Про 90-е годы, когда «Спартак» лишь один раз упустил чемпионство, можно вообще не вспоминать. Сейчас чемпионат стал интереснее, но экономика его не перестала быть уродливой. Во всем мире клубы, за редким исключением, живут за счет интереса к ним болельщиков (продажа прав на трансляции, билетов, атрибутики и т. д.). В России клубы раскручивать себя и зарабатывать на этом только учатся, а живут за счет спонсоров.

Спонсоры же считают, что покупать надо московский клуб, а региональный — несолидно. Почему, например, «Юкос» спонсировал команду ненавистных силовиков «Динамо», а вице-президент «Лукойла» Леонид Федун поддерживает московский «Спартак».

В результате в премьер-лиге выступает семь московских клубов (считая раменский «Сатурн»). Большие спонсорские бюджеты позволяют им держать составы выше среднего уровня, а соответственно более высокие места в турнирной таблице. Москвичам, избалованным успехами местных клубов, футбол мало интересен. Жители большинства других городов отчаялись увидеть свои клубы в премьер-лиге, хотя исправно посещают стадионы. Крепкие футболисты занимают свое место в составах клубов премьер-лиги, но до западного уровня там вырасти не могут, а молодые игроки не в силах получить игровую практику, потому что в составе им не дают закрепиться дешевые легионеры из дальнего и ближнего зарубежья. В первой лиге легионеров мало, но уровень игры там не позволяет молодым совершенствоваться. Поэтому надо резко ограничить число легионеров в российском чемпионате. Это также поможет снизить число «серых» сделок, когда под видом покупки футболистов руководство клубов просто выводит деньги.

Чемпионат также не будет способствовать раскрытию футбольных талантов, пока олигархи не начнут вкладывать деньги в региональный футбол. Олег Дерипаска, дающий деньги «Кубани», в этом смысле гораздо симпатичнее своего партнера по «Русалу» Романа Абрамовича, спонсирующего не только «Челси», но и ЦСКА.

Журнал «Финанс.» № 24 (65) 21-27 июня 2004 — Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.