Мираж или оазис?

Половина регионов работала в авральном режиме, чтобы успеть представить заявки (большая их часть поступила в последний день). А другая половина не проявила вовсе никакого интереса к созданию у себя ОЭЗ. Очень странно, учитывая, что в 2006 году государство планирует вложить в ОЭЗ 8 млрд рублей. Более того, некоторые губернаторы остались глухи даже к мольбам инвесторов. Например, Московская область так и не представила заявку на создание ОЭЗ для сборки автомобилей, хотя концерн Volkswagen готов был открыть там предприятие мощностью до 200 тыс автомобилей в год. Такие странности могут свидетельствовать либо о низком качестве самого закона об ОЭЗ, либо о некомпетентности властей в регионах, либо о том и другом сразу.

Существующий закон об ОЭЗ находился на стадии проекта три с половиной года. Разработка его началась тогда, когда правительство признало, что прежние свободные экономические зоны были не чем иным, как внутренними офшорами, и взяло решительный курс на закрытие этих налоговых форточек. Тогда же с новой силой заговорили о зарубежном опыте, вновь модным стало слово «технопарк». Впрочем, и после этого сколько-нибудь решительных действий предпринято не было. Говорят, дело сдвинулось с мертвой точки после посещения Владимиром Путиным Индии, где программа создания технопарков принесла видимые плоды. Так это или нет, но в том, как быстро начали развиваться события, видна высшая политическая воля. Законопроект об ОЭЗ, пробывший в коме три с половиной года, вдруг стал законом в рекордные сроки. На прием заявок было отведено полтора месяца, а на отбор победителей — и вовсе 20 дней. Возможно ли за такие сроки подготовить качественные проекты и провести их всестороннюю оценку? В правительстве считают, что можно. В некоторых регионах — и подавно. Например, в первый же день приема заявок, когда Герман Греф посещал Амурскую область, ее губернатор Леонид Коротков подал запрос, где функциональное назначение ОЭЗ было обозначено как «трансграничные функции». У пораженных чиновников МЭРТ, очевидно, создалось впечатление, что руководство области захотело осуществить вечную мечту любителей быстро разбогатеть — получить свой личный метр государственной границы, точнее говоря, 20 квадратных километров приграничной территории, свободной от любых пошлин. Поэтому в приеме заявки было отказано.

Между тем подобных заявок могло бы и не быть, если бы в законе более конкретно были прописаны критерии их отбора. Фактически сейчас условие для создания ОЭЗ одно — там должны располагаться производства товаров с высокой степенью переработки и весь отбор осуществляется РосОЭЗ и МЭРТ исходя из собственных субъективных суждений для каждого случая отдельно. Впрочем, чиновники и так не слишком загружены работой. Многие губернаторы, поняв, что новые ОЭЗ не будут уже офшорными кормушками, потеряли к ним всякий интерес.

Вообще-то подталкивать губернаторов к участию в программе ОЭЗ должен бизнес. Но предприниматели, оказывается, не слишком в этом заинтересованы, а те, кто заинтересован, недостаточно влиятельны, чтобы «раскачать» губернаторов на заявку или правительство — на изменение закона к лучшему. Правительство при этом и не задумалось о более широком привлечении бизнеса к планированию и реализации программы ОЭЗ. Лишь 31 октября было заявлено о привлечении к проекту специалистов РСПП. С одной стороны, лучше поздно, чем никогда, с другой — какое отношение имеет «профсоюз олигархов» к решению проблем малого и среднего бизнеса в рамках ОЭЗ?

В то время как крупные бизнесмены произносят дежурные фразы о «новой экономике» и «технологическом прорыве», представители малого и среднего бизнеса скептически указывают на недостатки закона. Производители программных продуктов заявляют, что необходим еще один тип ОЭЗ — IT-парки, те самые, которые так восхитили Владимира Путина в Индии. Специалисты утверждают, что закон об ОЭЗ крайне недружественен производителям программного обеспечения. На возврат НДС им как экспортерам рассчитывать не приходится, так как для этого необходимо подтверждение факта пересечения границы товаром. А для интеллектуальных продуктов, передающихся «по проводам», механизм такого подтверждения в нашей стране не предусмотрен. Снижение ЕСН до 14% — для них облегчение, но не такое уж большое. Отрасль, где оплата труда — это около 70% затрат, особенно чувствительна к ЕСН, даже к такому урезанному. Похоже, наши чиновники все же не слишком тщательно изучали опыт Индии, где все эти проблемы решены, а для урегулирования любых вопросов действует режим «одно окно» и сроки таможенного оформления товаров не превышают трех дней.

Что дает ОЭЗ резидентам?

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ устанавливается ускоренный порядок признания расходов на НИОКР, снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предусматривается пониженная ставка ЕСН — с 26 до 14%.

Резиденты всех ОЭЗ на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, в них будет действовать режим свободной таможенной зоны.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению не подлежит.

По расчетам МЭРТ, издержки на преодоление административных барьеров для резидентов промышленно-производственных зон снизятся на 5-7%, технико-внедренческих — на 3-5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ 8-12%, а снижение производственных издержек составит 5-7%.

Ожидается положительный эффект и для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на данном этапе предполагается создать 10) привлечет не меньше 10 млрд рублей инвестиций и будет производить продукции на 6 млрд рублей в год. Будут созданы 14 тыс. рабочих мест, а ежегодные платежи в бюджет превысят 1 млрд рублей.

Журнал «Финанс.» № 41 (131) 7-13 ноября 2005 — Экономика
Александр Кияткин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.