Грядущую договоренность о досрочной выплате средств Стабилизационного фонда странам — членам Парижского клуба кредиторов можно только приветствовать. Пусть стране не удастся погасить долг с 10-процентным дисконтом, как предполагали сначала чиновники, но сам факт того, что деньги в Стабилизационном фонде (более 750 млрд рублей) перестанут лежать мертвым грузом, отраден.
Теперь Минфину будет гораздо легче отбивать атаки лоббистов, призывающих использовать ресурсы Стабфонда внутри страны. Впрочем, дискуссии о перспективах использования этих денег не прекратятся, пока существует сам фонд. Но ведь Стабфонд Минфина — это не единственный и пока далеко не главный резерв государства. Есть еще золотовалютные резервы ЦБ, возможность более эффективного использования которых отошла на третий план. В апреле ЗВР должны превысить $140 млрд, что в пять раз больше суммы, накопленной в Стабфонде. Важность наличия резервов для поддержания макроэкономической стабильности отрицать трудно, но российские ЗВР уже избыточны. Они почти полностью обеспечивают рублевую массу. Денежная масса M2 (наличные деньги и остатки на счетах резидентов — нефинансовых организаций и частных лиц) в России составляет 4,3 трлн рублей ($155 млрд). Финансист из Merrill Lynch Игорь Бухарев в написанном для «Ф.» материале (стр. 72) предлагает использовать ЗВР для инвестиционных проектов внутри страны. Предложение сколь неприемлемое для консервативных экономистов, столь и понятное с житейской точки зрения. Инвестиции ЦБ в надежные долларовые активы способны принести до 2,5% годовых. При этом риск девальвации доллара очень велик — дешевый доллар объективно нужен США, чтобы «обесценить» существующие экономические проблемы. То есть долларовые активы с большой долей вероятности принесут России только потери. Одновременно российские заемщики вынуждены брать кредиты под 10-15% годовых в валюте, а интересные инфраструктурные проекты не находят инвестиций. Получается, что ЦБ финансирует решение государственных проблем других стран, никаким образом не способствуя решению внутренних проблем.
Чиновники скажут вам, что использование резервов внутри страны драматически поднимет цены. Помощник президента Андрей Илларионов, например, сравнивает использование средств Стабфонда внутри страны со «втаскиванием троянского коня в Трою». Но ведь есть же опыт азиатских стран, в которых государственные инвестиции приводили к экономическому росту безо всякой инфляции. Для сдерживания цен в конце концов существует конкуренция, которая в России во многих секторах до сих пор ограничена (стр. 13).
Игорь Бухарев описывает механизм создания государственной инвестиционной компании, но не говорит, как решить проблему нецелевого использования средств («Воруют»). Опыт квазигосударственных инвестиций у России негативный: достаточно вспомнить «Госинкор» и «Высокоскоростные магистрали». Но рискну предположить, что и россияне способны использовать деньги эффективно. Надо просто организовать все по-человечески. Во-первых, хорошо платить менеджерам и требовать от них достижения показателей эффективности инвестиций. Во-вторых, сделать общедоступной информацию абсолютно обо всех операциях подобной структуры.
Инвестировать можно и без риска инфляции. Более того, существует по крайней мере один способ антиинфляционного использования резервов. Это государственная поддержка ипотечного кредитования, например, в форме компенсации части процентных выплат частным лицам. Такая мера способна даже уменьшить потребительскую инфляцию — люди больше будут тратить не на товары, входящие в расчет индекса потребительских цен, а на инвестиции в жилье.
Помогать собственным гражданам в решении жилищной проблемы более благородно и выгодно, чем финансировать бюджетный дефицит США — тащить настоящего троянского коня.
Журнал «Финанс.» № 14 (104) 11-17 апреля 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.