Случайный разговор

В середине 80-х Кшиштоф Кесьлевский, за плечами которого было множество документальных и пять полнометражных художественных лент, хотел бросить кинематограф – к сорока годам с хвостиком его известность все еще не пересекала «районные» масштабы. О желании «завязать» режиссер рассказал однажды приятелю, адвокату Кшиштофу Песевичу. На что тот высказал мысль абсурдную и чрезвычайно привлекательную: «Тебе нужно сделать кино по десяти заповедям». И они вдвоем засели за сценарий телевизионного фильма в десяти частях с бесстрашным названием «Декалог». Кесьлевский хотел отдать материал на растерзание десяти молодым режиссерам, но потом понял, что это его – от начала до конца. Выход в 1988-м фильма на экран поставил поляка в один ряд с великими мировыми кинематографистами.

В ретроспективе три фильма «додекалоговского» периода – дебютная полнометражка «Шрам», несущая в себе явные следы и приметы предшествующего документального этапа, уже во многом метафорический «Кинолюбитель» и «Случай», одновременно политический и символический. А также киноверсии двух серий «Декалога» – композиционно и стилистически изысканный «Короткий фильм об убийстве» и утонченный, трепетный, безыскусный «Короткий фильм о любви». И первая снятая на Западе лента «Двойной жизни Вероники».

12–16 ноября

Журнал «Финанс.» №44 (181) 13-19 ноября, 2006 — Отдых
Маргарита Удовиченко