«Золотая маска» погналась за двумя столицами

Двуединость «Золотой маски» — главная интрига фестиваля. 300-летний юбилей Северной столицы — это вроде бы достаточный повод перенести торжество с холмов Первопрестольной на берега Невы. Но московские театралы, привыкшие к ежегодному золотому маскараду, оказались не готовы уступить право на просмотр лучших опер, спектаклей, балетов петербургским любителям сцены. В итоге организаторы рассудили здраво: оставили юбилярам честь вскрывать заветные конверты с именами победителей, а количество показов удвоили, обязуясь перевозить постановки из Питера в Москву и обратно. Своеобразные вариации на известный оперный мотив «Фигаро здесь, Фигаро там».

Интересно, что Мариинский театр, на сцене которого пройдет награждение, свое участие в фестивале этим и ограничит. Контракты с западными партнерами оказались важнее театрального золота: во время фестиваля «Мариинка» уезжает на гастроли в Америку. Примерять на себя «Золотую маску» готовятся театры Москвы и Санкт-Петербурга, Самары и Казани, Челябинска и Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Калининграда, Пензы. Кто на этот раз станет лучшим режиссером, хореографом, дирижером, художником и актером, станет известно 14 апреля, но имена лауреатов «неоперативных» почетных премий по традиции объявляются заранее. «Маску» «За честь и достоинство» вручат Юрию Григоровичу и Людмиле Живых, премия «За поддержку театрального искусства России» достанется губернатору Омской области Леониду Полежаеву и компании Nestle, а лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, признан «Войцек» венгерско-французского хореографа Жозефа Наджа. Московская половина фестиваля откроется 1 апреля и абсолютно серьезно продлится до 20-го числа. Что же на этой неделе готовят москвичам устроители «Маски»? Отбросим пока столичных номинантов, которые более или менее известны, и обратимся к гостям.

3 апреля петербургский театр им. Ленсовета играет «Старшего сына» Вампилова. Спектакль оказался для театра судьбоносным: в далеком 1974 году выпускники Игоря Владимирова настолько покорили тогда еще ленинградскую публику, что решено было открыть Молодежный филиал на малой сцене. Обновленная постановка Юрия Бутусова тоже молодежная: играют студенты Академии театрального искусства — ученики Владислава Пази. Вполне естественно, что московский показ пройдет на площадке Российского молодежного академического театра.

4 и 5 апреля в театре им. Моссовета состоится премьера спектакля Lexicon (театр «Особняк, Санкт-Петербург). Сценический эксперимент Алексея Слюсарчука и Дмитрия Поднозова — попытка перевести на язык подмостков компиляцию из трех романов Милорада Павича: «Хазарский словарь», «Пейзаж, нарисованный чаем» и «Звездная мантия». Романы Павича — это гипертекст, предполагающий соучастие читателя, вовлечение его в самое нутро романа с возможностью перестраивать ход событий по своему усмотрению. Спектакль построен на тонкой цепочке ассоциаций, на случайности совпадений, на ощущении зыбкости и размытости человеческого существования.

«Мамаша Кураж и ее дети» — знаменитая пьеса Бертольда Брехта в постановке самарского театра «СамАрт» будет представлена московской публике 6-7 апреля в Театре Российской армии. Эпический театр Брехта рассчитан на зрителя анализирующего, а не переживающего. Его оружие — насмешка, усмешка, смех. Его пьесы остроумны, ироничны и холодны. Среди героев редко встречаются персонажи, достойные сочувствия и сожаления. В спектакле Адольфа Шапиро мамаша Кураж (Роза Хайруллина) — фигура гротескная. Эта знойная маркитантка, прожженная нелегкой жизнью, ведет торговлю со смертью, делая состояние на жертвах войны. Но смерть принимает брошенный вызов — забирает двоих сыновей и немую дочь…

Первая московская неделя «Золотой маски» обещает быть насыщенной и интересной: задействованы десять столичных площадок, на которых будут показаны одиннадцать приезжих и четыре московские постановки. А впереди — неизбежность церемонии: шествие знаменитостей, блеск украшений и шорох платьев. Ну и, конечно же, симуляция волнения у ведущих, вскрывающих заветные конверты. Но это — привилегия Северной столицы: неведение номинантов, нервно ерзающих на креслах в ожидании своей участи, дублироваться не будет.

Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Личное
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.