Двуединость “Золотой маски” – главная интрига фестиваля. 300-летний юбилей Северной столицы – это вроде бы достаточный повод перенести торжество с холмов Первопрестольной на берега Невы. Но московские театралы, привыкшие к ежегодному золотому маскараду, оказались не готовы уступить право на просмотр лучших опер, спектаклей, балетов петербургским любителям сцены. В итоге организаторы рассудили здраво: оставили юбилярам честь вскрывать заветные конверты с именами победителей, а количество показов удвоили, обязуясь перевозить постановки из Питера в Москву и обратно. Своеобразные вариации на известный оперный мотив “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Интересно, что Мариинский театр, на сцене которого пройдет награждение, свое участие в фестивале этим и ограничит. Контракты с западными партнерами оказались важнее театрального золота: во время фестиваля “Мариинка” уезжает на гастроли в Америку. Примерять на себя “Золотую маску” готовятся театры Москвы и Санкт-Петербурга, Самары и Казани, Челябинска и Перми, Новосибирска, Екатеринбурга, Калининграда, Пензы. Кто на этот раз станет лучшим режиссером, хореографом, дирижером, художником и актером, станет известно 14 апреля, но имена лауреатов “неоперативных” почетных премий по традиции объявляются заранее. “Маску” “За честь и достоинство” вручат Юрию Григоровичу и Людмиле Живых, премия “За поддержку театрального искусства России” достанется губернатору Омской области Леониду Полежаеву и компании Nestle, а лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, признан “Войцек” венгерско-французского хореографа Жозефа Наджа. Московская половина фестиваля откроется 1 апреля и абсолютно серьезно продлится до 20-го числа. Что же на этой неделе готовят москвичам устроители “Маски”? Отбросим пока столичных номинантов, которые более или менее известны, и обратимся к гостям.
3 апреля петербургский театр им. Ленсовета играет “Старшего сына” Вампилова. Спектакль оказался для театра судьбоносным: в далеком 1974 году выпускники Игоря Владимирова настолько покорили тогда еще ленинградскую публику, что решено было открыть Молодежный филиал на малой сцене. Обновленная постановка Юрия Бутусова тоже молодежная: играют студенты Академии театрального искусства – ученики Владислава Пази. Вполне естественно, что московский показ пройдет на площадке Российского молодежного академического театра.
4 и 5 апреля в театре им. Моссовета состоится премьера спектакля Lexicon (театр “Особняк, Санкт-Петербург). Сценический эксперимент Алексея Слюсарчука и Дмитрия Поднозова – попытка перевести на язык подмостков компиляцию из трех романов Милорада Павича: “Хазарский словарь”, “Пейзаж, нарисованный чаем” и “Звездная мантия”. Романы Павича – это гипертекст, предполагающий соучастие читателя, вовлечение его в самое нутро романа с возможностью перестраивать ход событий по своему усмотрению. Спектакль построен на тонкой цепочке ассоциаций, на случайности совпадений, на ощущении зыбкости и размытости человеческого существования.
“Мамаша Кураж и ее дети” – знаменитая пьеса Бертольда Брехта в постановке самарского театра “СамАрт” будет представлена московской публике 6-7 апреля в Театре Российской армии. Эпический театр Брехта рассчитан на зрителя анализирующего, а не переживающего. Его оружие – насмешка, усмешка, смех. Его пьесы остроумны, ироничны и холодны. Среди героев редко встречаются персонажи, достойные сочувствия и сожаления. В спектакле Адольфа Шапиро мамаша Кураж (Роза Хайруллина) – фигура гротескная. Эта знойная маркитантка, прожженная нелегкой жизнью, ведет торговлю со смертью, делая состояние на жертвах войны. Но смерть принимает брошенный вызов – забирает двоих сыновей и немую дочь…
Первая московская неделя “Золотой маски” обещает быть насыщенной и интересной: задействованы десять столичных площадок, на которых будут показаны одиннадцать приезжих и четыре московские постановки. А впереди – неизбежность церемонии: шествие знаменитостей, блеск украшений и шорох платьев. Ну и, конечно же, симуляция волнения у ведущих, вскрывающих заветные конверты. Но это – привилегия Северной столицы: неведение номинантов, нервно ерзающих на креслах в ожидании своей участи, дублироваться не будет.
Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) – Личное
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.