Андрей Шаров: «Бизнес тратит до 10% выручки на административные барьеры»

– Андрей Владимирович, законопроект о доступе к информации, который в течение трех лет ходил по ведомствам, наконец одобрен правительственной комиссией. Почему столько времени занял процесс согласований и какие преимущества после вступления закона в силу получат граждане и бизнес?

– Вообще тема информационной открытости новая для менталитета нашего госаппарата, и эти три года понадобились на то, чтобы все органы власти начали разделять новую идеологию, направленную на свободный доступ всех граждан к информации.

В результате его принятия граждане получат доступ к любой информации из госорганов, за исключением конфиденциальной и той, которая составляет гостайну. Любой человек сможет получить информацию по запросу, но большую ее часть все органы власти будут обязаны вывешивать на сайтах, в том числе публиковать все документы, приказы, формы заявлений и деклараций. При этом вся информация, размещенная в электронном виде, бесплатная, в бумажном виде плата будет взиматься только за саму копию. Закон вступит в силу 1 января 2006 года. Предусмотрена и ответственность чиновников за нарушения данного закона: поправки в КоАП накладывают на них высокие штрафы. Предусмотрены и другие меры вплоть до увольнения с занимаемой должности.

– В подготовленной МЭРТ программе «Административная реформа 2005-2010 гг.» один из разделов предусматривает меры по борьбе с коррупцией. Как продвигается его реализация?

– В целом борьба с коррупцией – прерогатива правоохранительных органов. Наша же главная задача – разработка программ для пресечения этого явления в тех сферах, где риски коррупции наиболее велики: управление имуществом, госзакупки, таможня и пр. Говорить о конкретных мерах пока рано, но среди них профилактическое и финансовое стимулирование чиновников, повышение контроля, ротация служащих. Наиболее эффективной мерой может стать переход к электронной форме взаимодействия по ряду услуг – этот метод в принципе исключает коррупцию.

– Когда можно рассчитывать на реальные результаты?

– Сейчас работает правительственная комиссия по административной реформе. Ведется масштабная работа по подготовке большого списка законов, которые направлены на устранение избыточных функций государства. Многое уже сделано. Во-первых, в 150 раз подняты пороговые значения, при которых требуется согласование антимонопольных органов: после этого количество ходатайств в ФАС сократилось в разы. Для бизнеса это означает освобождение дополнительных ресурсов, которые ранее тратились на прохождение различных согласований. Во-вторых, принят закон, который существенно сужает возможности внесудебного приостановления деятельности компаний. Теперь без суда можно приостановить работу предприятия только на пять суток и только в том случае, если другими методами невозможно защитить жизнь и здоровье граждан. И, наконец, в-третьих – 20 мая Госдума приняла во втором чтении поправки, отменяющие лицензирование 49 видов деятельности.

– Тема лицензирования довольно актуальна: многие компании, работающие на туристическом и строительном рынках, недовольны отменой лицензий.

– Несмотря на критику оппонентов, уверен – лицензирование во многих сферах деятельности, в том числе в туризме и строительстве, неэффективно, оно создает лишние входные барьеры. Лицензирование на туроператорскую деятельность будет отменено с 1 января 2006 года и заменено на механизм имущественной ответственности оператора. Что же касается строительной деятельности, есть два метода решения: первый – передать ряд функций контроля саморегулируемым организациям и второй – страхование. Само же лицензирование строительной деятельности планируется отменить с 1 января 2006 года.

– Недавно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что роль государства в экономике страны излишняя. Вы согласны с такой позицией?

– Безусловно, сегодня малый бизнес тратит на преодоление административных барьеров 10% от выручки, в то время как немецкие предприниматели – всего 3,5%, причем от прибыли, и к тому же считают эту сумму запредельной. Нынешняя ситуация – следствие зарегулированности экономических отношений в России.

– Почему изменения происходят столь медленно?

– Есть еще большая инерция в стиле и методах работы госорганов. Требовались годы, чтобы, к примеру, убедить различные организации в неэффективности системы лицензирования.

– В некоторых же областях госрегулирование не помешает – к примеру, должно ли государство ограничить цены на бензин?

– Действительно, что касается антимонопольного законодательства, это та сфера, в которой роль государства должна усиливаться. Новый закон «О защите конкуренции» и поправки в КоАП позволят более эффективно решать проблему, связанную с деятельностью субъектов рынка, решат проблемы картельных сговоров.

– В каких сферах, напротив, нужно освободить бизнес от госрегулирования?

– Лучше говорить не об отраслях, а о методах регулирования. Наибольшие проблемы возникают в тех из них, где государство регулирует первоначальный доступ на рынок (в виде квот, разрешений, лицензий). Предъявляя жесткие требования «при входе» на рынок, впоследствии контроль полностью нивелируется. Два закона в этом отношении были инициированы МЭРТ в рамках работы комиссии по административной реформе. Один из них предусматривает принятие поправок в закон «Об аудиторской деятельности», заменяющих лицензирование механизмом саморегулирования в сфере аудита.

– Совсем недавно правительство утвердило новые правила предоставления поддержки малым предприятиям. По каким критериям эта помощь будет оказываться?

– Если говорить о регионах, то в рамках финансирования этой программы помощь получат субъекты, где выделены средства на данные направления. Во-вторых, необходима готовность субъектов к софинансированию и в-третьих – представленные проекты должны быть качественными. Кроме того, введена выравнивающая формула: дотационным регионам мы профинансируем до 70% проекта, всем остальным – 50%, Москве и Санкт-Петербургу – 30%. Если же говорить о субъектах малого предпринимательства, то для получения места в бизнес-инкубаторе бизнесмен должен будет выиграть конкурс проектов.

– Какую практическую помощь может извлечь компания, получившая место в бизнес-инкубаторе?

– Главное – это льготная арендная ставка на два года, возможность получения почтовых, юридических, консалтинговых и прочих услуг на льготных условиях. За это время компания имеет шанс окрепнуть и выйти на совершенно иной уровень бизнеса.

– Не стоило бы для всего малого бизнеса создать подобные условия?

– Наша работа и заключается в том, чтобы создать благоприятный климат для всего бизнеса, но ни одна экономически развитая страна мира не существует без сети бизнес-инкубаторов. Из аналогичных «школ для малышей» выросли нынешние «монстры», например Apple и Nike. Инкубатор снижает коммерческие риски на первоначальном этапе и сокращает текущие расходы. Даже в развитых странах инкубаторы затрагивают всего 15% от общего числа компаний, а у нас сегодня в 10-20 раз меньше малых предприятий получают поддержку.

– Что представляет собой малый бизнес сегодня?

– Его вклад в экономику небольшой – около 12% ВВП, но на самом деле, учитывая «теневую» составляющую, он намного больше. Кроме того, структура бизнеса сильно перекошена: 40% – торговля, 15% – промышленность и строительство, 2% – инновационная сфера. Наша основная задача – чтобы вклад малого бизнеса в ВВП вырос до 20% в ближайшие три года, а инновационного сектора – до 4-5%. Хочется, чтобы имена наиболее успешных наших бизнесменов в инновационных сферах были так же известны, как и имена нефтегазовых королей и металлургических магнатов.

Журнал «Финанс.» № 20 (110) 30 мая – 5 июня 2005 – Государство
Беседовал АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.