Реальное кино по реальным ценам

Документальное кино редко встретишь в кинотеатрах, по данным его проката не бывает еженедельных сводок, да и на DVD оно зачастую подается как «довесок» к кино художественному. Так могут ли ленты нон-фикшн вообще приносить прибыль или они способны выступать лишь некоммерческим приложением к «основной программе» игрового кинематографа? Не только могут, но и просто обязаны, заверили корреспондента «Ф.» опрошенные эксперты и сослались на пример нашумевшего фильма Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» (за месяц до выхода в московский прокат его премьера пройдет на закрытии «Киноглаза»), который побил рекорд кассовых сборов для документальных фильмов и собрал свыше $100 млн — успех, достойный серьезного блокбастера.

Сравнивать показатели прибыли для художественного и документального кинематографа, впрочем, все-таки не стоит. Вложения в неигровое кино — это отнюдь не короткие деньги. Ощутимая прибыль может вернуться не ранее чем через год, а как правило, и вовсе через несколько лет. Особенно это касается высокобюджетных лент — серий BBC «Дикая природа», фильмов National Geographic и Discovery, которые, по мнению президента фестиваля «Киноглаз», члена Союза кинематографистов и лауреата международных премий Леонида Золотаревского, сегодня выгоднее покупать, чем снимать самим. Подобные фильмы способны в течение длительного времени «отбивать» до сотни тысяч долларов. Но обычно сборы в документальном кино на порядок меньше, что пропорционально и меньшим затратам на съемки. «Это удовольствие несравнимо дешевле создания игрового кино, — рассказывает режиссер-документалист Сергей Головецкий. — Если у человека есть своя техника, можно снять и за $3-5 тыс. Госкино дает деньги из расчета тысяча долларов на минуту, и эти расценки приближены к западным» (в Европе на минуту съемок выделяется около 2 тыс. евро. — «Ф.»). Ту же цифру называет и другой режиссер — Евгений Григорьев, уточняя, что «студия — это не конкретный фильм и до производства, как правило, доходят меньшие деньги: когда 80%, когда 60% и т. д.». Российские телевизионные каналы более экономны: на фильм в 40 минут они дают около $20 тыс.

Особенность фильмов нон-фикшн состоит в том, что они просто не могут существовать без телевидения. «Документальное кино за последние 15-20 лет прежде всего стало телеформатом, — рассказывает Петр Шепин, директор по маркетингу фестиваля «Киноглаз». — У любого режиссера существует кинокопия «для души», котора выставляется на кинофестивалях, и параллельная телеверсия, которая и приносит основной доход. В документальном кино телевидение — основной заказчик и основная площадка проката».

Бывает и наоборот: режиссер снимает кино, а потом предлагает его на ТВ. И здесь для продюсера главное — почувствовать конъюнктуру в хорошем смысле слова. Так, в Казахстане был снят уже ставший классикой фильм «Опыт Креста», в котором речь идет о подростковой преступности. Офицер — психолог колонии для несовершеннолетних Тарас Попов отснял 200 часов материала и долго предлагал его по компаниям, пока фильм не решилась продюсировать «Гала-ТВ», подключившая к делу режиссера Владимира Тюлькина, который смонтировал часовой фильм. В результате картина завоевала множество призов и была дважды показана в прайм-тайм по BBC (а slot — стоимость показа в это время составляет $120 тыс.).

Последний факт говорит о том, что документальное кино показывает высокие рейтинги и выгодно для ТВ. «Если бы это были нерейтинговые программы, их бы не было на сегодняшнем абсолютно коммерциализированном телевидении», — резонно замечает Леонид Золотаревский. «В документальном кино появилось много денег, — подтверждает Сергей Головецкий. — Их дает и государство, и каналы, которые занимаются производством: соответствующие отделы есть и на Первом канале, и на «России», и на НТВ, Ren-ТV».

Главной проблемой неигровых фильмов становится отсутствие грамотной системы продвижения. Сложность для прокатчиков здесь в том, что документальное кино — это кино тематическое, посвященное конкретному явлению или факту, и это ограничивает круг его аудитории. На Западе есть многочисленные фестивали и кинорынки (самые статусные — Каннский и Амстердамский), где потенциальные инвесторы скупают как готовые фильмы, так и незавершенные проекты; существуют и сети арт-хаусных кинотеатров. Что до России, то даже в Москве кинотеатры, показывающие документальное кино, можно пересчитать по пальцам одной руки, а добавившийся к трем существующим фестивалям «Киноглаз» только претендует в будущем стать российским MipDoc. Другой проблемой, по словам Сергея Головецкого, является нехватка кадров и как результат — случайные люди, попадающие в документалистику. Однако, по прогнозам большинства специалистов, ситуация будет меняться. На волне роста зрительского интереса к «реальному кино» в индустрию начнут поступать реальные деньги. И вкладывать их будут в первую очередь российские телеканалы. l

Журнал «Финанс.» № 31 (72) 23-29 августа 2004 — Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.