Округ резервного назначения

Минувший год стал самым противоречивым для Дальнего Востока за последние несколько лет. С одной стороны, есть объективные данные, позволяющие говорить о нарастающем отставании региона: низкие темпы экономического роста и стремительное сокращение численности населения.

С другой стороны, у региона впервые за последние 10–15 лет появились перспективы развития. Президент Владимир Путин лично пообещал заняться социально-экономическим развитием региона, подписав указ о создании специальной госкомиссии во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым по координации деятельности по социально-экономическому развитию Дальневосточного федерального округа (ДВФО).

Более того, на территории Дальнего Востока начали реализовываться крупные инвестиционные проекты. Речь прежде всего идет об уже начавшемся строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, программе газификации Дальнего Востока, получившей все необходимые визы и согласования, а также о 100 млрд рублей, которые, по словам Владимира Путина, федеральный бюджет вложит в инфраструктуру города Владивостока в случае проведения на его территории саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического содружества (АТЭС).

Россия в России. Причины низких темпов экономического роста в ДВФО, которые за последние восемь лет лишь два раза смогли приблизиться к общероссийским показателям – в 1999 году и 2001 году, хорошо известны. Дальний Восток сегодня – это действительно неотъемлемая часть современной России (с такой же неэффективной системой управления, низкой производительностью труда, отсутствием рыночных институтов, с высокими политическими рисками и коррумпированностью госаппарата), но без трех ключевых конкурентных преимуществ, обеспечивавших высокие темпы роста российской экономики: мощного нефтегазового сектора, дешевой электроэнергии и относительно недорогой рабочей силы.

Нефтегазовый комплекс, последние семь лет являющийся локомотивом роста российской экономики, на Дальнем Востоке еще только создается. Реализуемые на основе соглашения о разделе продукции сахалинские проекты, прогремевшие на всю страну в конце прошлого года, оказывают лишь локальное влияние, обеспечив строительный и потребительский бум в Сахалинской области. Общий вклад нефтегазового комплекса (с учетом переработки и торговли нефтепродуктами) в прирост ВРП округа составляет, по расчетам «Финанс.», лишь 0,9% в год.

Схожая ситуация с электроэнергетикой. Дешевая энергия, позволяющая многим российским компаниям уверенно себя чувствовать, на Дальнем Востоке отсутствует. Даже после пуска Зейской и Бурейской ГЭС основу топливного баланса региона составляют уголь и мазут, а доля газа – единственного топлива, реализуемого на внутреннем рынке с существенным дисконтом к мировым ценам, составляет лишь несколько процентов.

Отчасти именно поэтому многие местные предприятия оказались не в состоянии конкурировать на российском и мировом рынках по соотношению цена-качество. При этом достаточно легко можно зафиксировать четкую взаимосвязь – чем ниже энергоемкость производства, тем более устойчивое положение в тех или иных секторах смог сохранить дальневосточный бизнес.

Не меньше проблем у дальневосточной экономики и с трудовыми ресурсами, поскольку именно в ДВФО среднестатистический россиянин постоянно ощущает свою неконкурентоспособность прежде всего по сравнению с жителями близлежащего Китая. С одной стороны, дает о себе знать более высокая производительность труда жителей Поднебесной, а с другой – против России в данном случае работает так называемый паритет покупательной способности. Цены на основные потребительские товары на Дальнем Востоке примерно в 2,5–3 раза выше, чем в северных провинциях Китая. В итоге на достаточно высокую для России среднюю заработную плату в 11–13 тыс. рублей жители крупнейших дальневосточных регионов – Амурской области, Приморского и Хабаровского краев могут купить лишь 2,5–3 прожиточных минимума, тогда как в конкурирующих с ними провинциях КНР доход в $150–200 обеспечивает достаточно высокий уровень жизни.

Конъюнктура не поможет. Главный рецепт экономического роста на Дальнем Востоке в принципе очевиден – это массовый приток инвестиций. Ни девальвация национальной валюты, ни замедление темпов инфляции, ни другие методы разогрева экономики для региона здесь не подходят.

Однако ни иностранные, ни российские инвесторы не спешат вкладывать в экономику округа. Более того, данные Банка России о движении средств на счетах банков позволяют говорить о том, что фактически все субъекты РФ, входящие в ДВФО, являются нетто-экспортерами капитала. Многие местные бизнесмены, понимая низкую конкурентоспособность дальневосточной экономики, выводят из региона полученную прибыль.

Существует лишь два очевидных исключения из правил – Сахалинская область и Чукотский автономный округ. Природа роста инвестиций в основной капитал тут схожа. И иностранные нефтегазовые компании, занимающиеся разработкой сахалинского шельфа, и компании, близкие к губернатору Чукотки Роману Абрамовичу, активно использовали и продолжают использовать льготные налоговые режимы.

Губернаторы других дальневосточных регионов не раз пытались получить аналогичные преференции от федерального центра, используя главный козырь – геополитическую значимость региона. Особенно в этом преуспел экс-губернатор Приморского края Евгений Наздратенко, в разное время предлагавший вернуть Владивостоку статус «порто-франко», который город имел до революции, и ввести «единый тариф» на электроэнергию.

В 90-х годах ХХ века такие предложения натыкались на отсутствие ресурсов, а в начале нынешнего – на достаточно жесткий прагматизм федеральных чиновников, негативно относившихся к любому увеличению расходов. Даже если дальневосточные губернаторы, используя доступ к президенту Владимиру Путину, добивались принятия некоторых глобальных решений, до конкретных мер дело не доходило.

Как правило, реализовывались лишь решения, имеющие под собой мощное экономическое обоснование и лишь косвенным образом затрагивающие интересы ДВФО. Так, самыми ожидаемыми на Дальнем Востоке считаются проекты строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан и программа газификации Хабаровского и Приморского краев.

Однако и в том, и в другом случае создание благоприятных условий для развития местной экономики является второстепенной задачей, тогда как основная цель проектов – выйти на азиатский рынок и тем самым добиться диверсификации поставок российских энергоносителей, которые сегодня слишком зависят от европейского рынка.

Восток – дело дорогое. Главы региональных администраций рассматривают крупные инвестиционные проекты, реализуемые при федеральном участии, в качестве основных точек роста местной экономики.

В Амурской области – это ввод на полную мощность главного дальневосточного «долгостроя» – Бурейской ГЭС, строительство которой было начато еще в 1976 году и продолжено в 2000 году.

После пуска всех шести энергоблоков (ввод в строй четырех уже завершен) Дальний Восток окончательно утвердится в статусе единственного энергоизбыточного федерального округа. Представители администрации области, презентовавшей осенью прошлого года инвестиционную программу «Регион-Амур» на $2 млрд, уверены, что это должно стать решающим фактором для прихода в регион крупных инвесторов. Эти заявления постепенно находят свое подтверждение. Так, во время недавнего визита на Бурейскую ГЭС вице-президент Alcoa Джон Рато подтвердил, что Амурская область является наиболее вероятным местом размещения комбината мощностью 320 тыс. тонн алюминия в год.

В Хабаровском крае возможности для быстрого роста экономики связывают с программой газификации Дальнего Востока. Министр топлива и энергетики края Владимир Сливко ожидает, что это даст как экономический, так и социальный эффект. По его словам, в отдельных случаях, как, к примеру, на Николаевской ТЭЦ, себестоимость электрической и тепловой энергии может снизиться в 2,5 раза. С ним согласен и гендиректор Дальневосточной генерирующей компании Валерий Левит, отмечая, что первый этап газификации завершится в 2009 году, а перевод на газ одной только хабаровской ТЭЦ-2 позволит получить экономию в 520 млн рублей.

В Приморском крае основные надежды долгое время возлагались на строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Сам по себе транзитный проект не сулит региону долгосрочных выгод, поскольку смежные со строительством отрасли практически не развиты на Дальнем Востоке. Именно поэтому, по словам вице-губернатора Приморья Юрия Лихойда, одной из основных задач администрации является создание в конечной точке нефтепровода мощного перерабатывающего комплекса, который бы специализировался на глубокой переработке нефти и нефтехимическом производстве.

После недавнего заявления президента Владимира Путина о проведении во Владивостоке саммита АТЭС в 2012 году стал актуальным и еще один проект, который администрация Приморского края безуспешно пыталась реализовывать собственными силами, – превращение Владивостока в центр международного сотрудничества и туризма.

«Если Россия действительно хочет интегрироваться в АТР, то есть встраиваться в производственные цепочки, то для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру во Владивостоке, начиная от площадок для ведения переговоров и заканчивая подготовкой необходимых кадров, – отмечает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. – Ни «Газпром», ни «Роснефть», ни другие российские компании, желающие работать в АТР, не могут решать все рабочие вопросы через Москву. Против этого играет все – от разницы во времени до культурных различий, которые требуют совершенно иных взаимоотношений, чем при работе с европейскими партнерами».

Превращение Владивостока в столицу, как принято говорить в Приморском крае, «Тихоокеанской России» сулит городу рекордные для Дальнего Востока госинвестиции, которые в общей сложности могут составить не менее 150 млрд рублей. Часть средств уже выделена – под патронажем Администрации Президента РФ во Владивостоке началось строительство океанариума, стоимость которого должна составить не менее $100 млн.

Не для всех. Основной недостаток инвестиционных проектов, реализуемых при государственном участии, – то, что они не укладываются в некую общую стратегию и даже в случае успешного завершения их влияние будет иметь во многом локальный характер. За бортом проектов окажутся не только самые неблагополучные дальневосточные субъекты РФ – Магаданская и Камчатская области, но и северные территории Приморского и Хабаровского краев.

«Необходимо реально смотреть на вещи. Нормальные условия для жизни на Дальнем Востоке можно создать только в нескольких местах – крупных городах, таких как Владивосток и Хабаровск. Поэтому одновременно с реализацией инвестиционных проектов необходимо серьезно заняться переселением людей, живущих в северных регионах», – считает Михаил Терский.

Стимулирование внутренней миграции на Дальнем Востоке действительно могло бы стать выходом из сложившейся ситуации, однако в ближайшем будущем оно вряд ли может получить поддержку на федеральном уровне. С одной стороны, это сопряжено с наращиванием социальных расходов, которые не дадут прямой экономической отдачи. С другой – противоречит статусу великой державы, который хочет вернуть Россия и который в числе прочего базируется на принципе «ни шагу назад».

Своеобразным доказательством этого можно считать предложение администрации Чукотского АО превратить округ в один большой природный парк, которое было отвергнуто на федеральном уровне, а также принятие программы социально-экономического развития Курильских островов. Средств, выделяемых в рамках этой программы, хватило бы для переселения всех жителей на «большую землю».

Между тем большинство опрошенных «Ф.» экспертов соглашаются, что в ближайшем будущем федеральный центр не сможет выделить достаточно ресурсов для равномерного развития региона.

Причина этого хорошо понятна. Дальний Восток сегодня по-прежнему воспринимается как территория будущего, своеобразный резерв, активное использование которого может начаться только через несколько десятилетий. Именно поэтому основной задачей государства является выделение ресурсов, достаточных для сохранения суверенитета на Дальнем Востоке.

ОКРУГ В ЦИФРАХ

ВРП субъектов РФ, входящих в ДВФО

Субъект РФ

Номинальный ВРП, млрд руб.

Реальный прирост, %

2004

2003

Республика Саха (Якутия)

164,2

131,6

7,7

Приморский край

147,2

124,9

8,0

Хабаровский край

135,0

120,0

5,5

Сахалинская область

88,3

66,1

17,4

Амурская область

66,2

53,0

3,3

Камчатская область

33,2

29,3

–5,8

Магаданская область

23,7

23,0

0,2

Чукотский автономный округ

15,1

18,4

–7,0

Еврейская автономная область

11,5

8,6

12,8

Источник: Росстат

Изменение численности населения России и Дальнего Востока

Субъект РФ

Численность населения, тыс. человек

Изменение

на 01.01.06

на 01.01.91

тыс. человек

%

Россия

142 754

148 274

–5 520

–3,7

Дальний Восток

6 547

8 064

–1 517

–18,8

Приморский край

2 020

2 310

–290

–12,6

Хабаровский край

1 412

1 625

–212

–13,1

Республика Саха (Якутия)

950

1 119

–169

–15,1

Амурская область

881

1 054

–173

–16,4

Камчатская область

349

479

–129

–27,0

в т. ч. Корякский АО

23

38

–15

–38,5

Магаданская область

172

385

–213

–55,4

Сахалинская область

526

715

–189

–26,4

Еврейская АО

187

219

–33

–15,0

Чукотский АО

51

158

–108

–68,0

Источник: Росстат

СПЕЦИФИКА

Далеко и дорого

Дальний Восток является не только самым отдаленным от Москвы федеральным округом, но и самым труднодостижимым.

Авиабилеты из европейской части России на Дальний Восток традиционно остаются самыми дорогими на внутренних маршрутах и по своей стоимости могут поспорить с трансатлантическими рейсами Москва – Северная Америка. Цена в зависимости от сезона и направления колеблется от 15 до 30 тыс. рублей.

По словам одного из сотрудников авиакомпании «Владивосток-авиа», это связано не только с более высокими издержками, но и с отсутствием значительной конкуренции со стороны наземного транспорта (поезд Москва – Владивосток идет семь суток) и нехваткой пропускных мощностей местных аэропортов. Это позволяет перевозчикам работать с более высокой рентабельностью на дальневосточных маршрутах. Так, летом 2006 года билеты по маршруту Москва – Владивосток – Москва на рейсах «Аэрофлота» стоили дороже, чем по маршруту Москва – Токио – Москва.

В будущем цены на авиабилеты могут стать еще дороже. Если руководство «Аэрофлота» сможет воплотить в жизнь свои планы по поглощению ведущих дальневосточных перевозчиков – «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы» и, возможно, «Владивосток авиа», то как таковая конкуренция исчезнет.

Политический импульс

Чем более высокую геополитическую значимость имеет та или иная территория на Дальнем Востоке, тем более существенным может быть федеральное финансирование.

Так, согласно федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2007–2015 годы», в их экономику и социальную сферу будет вложено 17,9 млрд рублей (из них 14,2 млрд рублей придется на долю федерального бюджета). 2,5 млрд рублей планируется потратить на развитие авиационного сообщения, 7 млрд – на строительство портовой инфраструктуры, 3 млрд – на реконструкцию и ремонт дорог, 2,5 млрд – на здравоохранение и образование.

Для Курильских островов, которые Япония по-прежнему считает своей территорией и на этом основании отказывается подписывать мирное соглашение с Россией, это очень большая сумма: на их территории проживают менее 19 тыс. человек. Иными словами, на каждого жителя округа придется около 900 тыс. рублей федеральных инвестиций.

Хотели как лучше

Всего за месяц количество граждан Поднебесной на дальневосточных рынках сократилось в несколько раз.

Введение ограничений на трудоустройство иностранцев в розничной торговле коснулось не выходцев с Кавказа и Средней Азии, торгующих на рынках европейских регионов страны, а китайских торговцев, работающих на Дальнем Востоке.

Первыми свою деятельность начали сворачивать торговцы в Хабаровском крае. Еще до нового года, напуганные введением закона «О розничных рынках», они начали массовые распродажи, и уже к середине января на двух крупнейших хабаровских рынках – ЗАО «Али» и ОАО «Оптовый рынок» иностранцев почти не осталось. В Приморском крае и Амурской области отъезд граждан КНР был не столь стремительным, но к началу февраля рынки этих регионов также опустели. Вице-губернатор Амурской области Александр Гордеев отметил, что к апрелю на амурских рынках может вообще не остаться китайских торговцев.

По словам заместителя генерального директора издательской компании «Золотой Рог» Андрея Пушкарева, основная причина исхода китайских торговцев – деятельность российских контролирующих органов. С начала года на дальневосточных рынках начались настоящие облавы на граждан КНР, которые, по его словам, проводились с массовыми нарушениями действующего законодательства – у них даже забирали паспорта, что является грубым нарушением международного права.

Главным итогом исчезновения китайских торговцев с дальневосточных рынков может стать дефицит товаров и рост цен. По словам Андрея Пушкарева, заполнить появившиеся вакантные места местными жителями невозможно, поскольку на рынке сейчас наблюдается жесткий дефицит кадров – заполнить вакансии не могут даже владельцы форматных магазинов.

Криминал наступает

В последние годы за Дальним Востоком закрепился имидж одного из самых криминогенных регионов страны. Такое представление имеет под собой достаточно веские основания.

По итогам 2006 года субъекты РФ, входящие в ДВФО, оказались лидерами по темпам роста зарегистрированных преступлений. Согласно официальным данным МВД, быстрее всего преступность росла в Приморье – по итогам девяти месяцев прошлого года в крае было зарегистрировано на 35,9% преступлений больше, чем годом ранее.

В десятку самых неблагополучных регионов страны по темпам роста преступлений вошли еще пять дальневосточных субъектов РФ. На четвертом месте оказалась Республика Саха (Якутия) – прирост 29,7%, на пятом – Магаданская область (27,2%), на шестом – Чукотский АО (26,9%), на восьмом – Камчатская область (24,7%), на девятом – Хабаровский край (24,5%). При этом фактически во всех субъектах РФ, входящих в ДВФО, за исключением Еврейской АО и Чукотского АО, существенно снизился процент раскрываемости преступлений.

«РУССКИЙ» РАЙ

Саммит на минах

В ходе недавнего визита во Владивосток президент Владимир Путин заявил, что Россия будет добиваться проведения в городе форума АТЭС в 2012 году.

Местом его проведения должен стать остров Русский, почти вся территория которого находится в собственности Тихоокеанского флота.

По словам Владимира Путина, в случае принятия положительного решения о проведении форума на модернизацию инфраструктуры Владивостока будет потрачено около 100 млрд рублей. Основная часть этих расходов пойдет на строительство дорог, моста на остров Русский, специального «президентского» городка, в котором будут проходить рабочие встречи глав государств – членов АТЭС, реконструкцию аэропорта и других объектов.

Впрочем, объем государственных инвестиций в остров Русский по всей видимости будет гораздо больше. Во-первых, в бюджете будут предусмотрены расходы на передислокацию воинских частей и складов. Во-вторых, по предложению президента, на Русский будет перенесено строительство целого ряда объектов, реализуемых при полном или частичном федеральном финансировании, – океанариума и одной из игорных зон. В-третьих, если не удастся привлечь частных инвесторов, федеральному бюджету придется взять на себя часть расходов на строительство коммерческой инфраструктуры.

Таким образом, общие расходы на обустройство острова Русский могут составить более 200 млрд рублей.

Бочка дегтя

Заявление Президента РФ Владимира Путина о необходимости развития Дальнего Востока стало далеко не первым за годы его управления.

Начиная с 2000 года Владимир Путин семь раз посещал различные города Дальнего Востока, что, по словам известного дальневосточного политолога Михаила Шинковского, можно считать абсолютным рекордом. Фактически во время каждого визита Владимир Путин делал публичные или рабочие заявления о необходимости предоставления Дальнему Востоку тех или иных преференций. Тема развития региона также была затронута в двух посланиях президента Федеральному собранию.

Вместе с тем, как отмечает приморский политолог Игорь Никитин, никаких реальных шагов сделано не было. Напротив, на федеральном уровне было принято сразу несколько решений, снижающих качество жизни на Дальнем Востоке. Наиболее известные из них – повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки и существенные ограничения в челночной торговле.

По словам Игоря Никитина, не выполняются даже прямые поручения президента, направляемые в профильные министерства и ведомства. Так, было реализовано лишь одно из четырех поручений, принятых в 2004 году в ходе визита Владимира Путина в Приморский край. Именно поэтому существует высокая вероятность, что и нынешние заявления президента также не будут воплощены в жизнь.

Журнал «Финанс.» №8 (194) 26 февраля — 4 марта 2007 — Финансы двфо
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.