Требуется школьник с навыками продаж

На кого учиться ребенку, чтобы через пять лет после окончания вуза он катался как сыр в масле, а не обивал пороги кадровых агентств? Какие именно специалисты нужны бизнесу? «Ф.» провел опрос среди менеджеров ведущих компаний с целью выяснить, какие именно сотрудники потребуются им в будущем.

Продавцы со средним образованием. Менеджеры по продажам различного уровня востребованы всегда. Старший консультант компании Graduate Наталья Васильева считает, что рынок труда этих специалистов является сегодня наиболее сложным: «Можно сказать, он находится в стадии формирования. С развитием отраслей сферы услуг и ростом потребления резко увеличился спрос на сотрудников отделов продаж и клиентского обслуживания. И сегодня предложение не может покрыть потребности бизнеса». По мнению Натальи Васильевой, в ближайшие годы рынок труда менеджеров по продажам должен стать более структурированным. Скорее всего изменятся и требования к специалистам. Какими же они будут?

Высшее образование или владение иностранными языками должны отойти на второй план. Более высокие требования будут предъявляться к навыкам продаж. «Многие западные компании уже сейчас ориентируются, например, на отбор торговых представителей и мерчендайзеров со средним образованием, — рассказала «Ф.» Наталья Васильева. — Особое внимание они уделяют не базовой подготовке, а ключевым компетенциям и потенциалу сотрудников».

Молодых ждут заводы. Старший консультант компании «БЛМ-Консорт» Ирина Щавинская отмечает дефицит профессиональных специалистов в области управления и развития производства: «Если общие рыночные тенденции получат дальнейшее развитие, спрос на производственников и их зарплата будут расти». Нехватка инженеров в пищевой промышленности, химии, добывающих отраслях ощущается уже сейчас. Руководители крупных предприятий рассказывают, что наиболее востребованными для них являются специалисты в области стратегического планирования, корпоративного права и корпоративных финансов. «Безусловно, всегда нужны технологи и высококлассные мастера», — отмечает гендиректор «Группы предприятий «ОСТ»» Елена Сорокина.

По ее словам, в пищевой отрасли как в одной из наиболее динамично развивающихся будут востребованы специалисты, обеспечивающие ключевые позиции продукции компании на рынке: «Это маркетологи, брэнд-менеджеры, sales-менеджеры, особенно оптовики. А также специалисты, способные обеспечить высокое качество продукции при низком уровне производственных издержек, в частности опытные инженеры в области пищевого производства, механики, технологи. Поэтому большую ценность будут иметь соответствующий опыт и квалификация специалистов». Средний возраст сотрудников на производстве в последнее время вырос. Наталья Васильева отмечает, что в связи с этим многие компании готовы инвестировать значительные средства в молодежь.

Страховка на будущее. Куда идти молодому специалисту, чтобы быстро начать зарабатывать приличные деньги и обеспечить карьерный рост? Помимо производства свои силы стоит попробовать в сфере сервиса, то есть в любых направлениях бизнеса, связанных с обслуживанием клиентов, — от страхования и туризма до банкинга и торговли. Так считает директор по связям с общественностью компании «Вымпелком» Михаил Умаров: «В США сервис составляет до 80% всей экономики страны. У нас эта область недостаточно развита. Но сегодня она динамично растет, и это продолжится в будущем».

Охотно принимают молодых на стартовые позиции в таких областях, как маркетинг, HR и финансы. Вносят свои коррективы в потребности работодателей и изменения на рынке. К примеру, страховщики не сомневаются, что в скором будущем в России будет принят закон об обязательном страховании жизни. «С его появлением естественной потребностью страховых компаний станут опытные андеррайтеры и специалисты по урегулированию убытков по имущественному страхованию, — считает начальник управления по работе с персоналом ОСАО «Россия» Елена Лурье. — Естественно, уровень их заработной платы будет расти». Кроме того, не хватает специалистов по накопительному страхованию жизни. Елена Лурье отмечает, что эта услуга активно развивается в компании, а к кандидатам предъявляются обязательные требования по соответствующему опыту работы.

Бурно растет рынок сотовой связи. Поскольку он ориентирован на массового потребителя, здесь, по словам Михаила Умарова, в цене будут профессионалы в области клиентского сервиса, рекламные специалисты, хорошие продавцы: «Каждый год бизнес в области связи расширяется. Значит, для таких компаний требуется хорошая IT-поддержка, управление персоналом, финансы и многие другие функции. После завершения первой стадии развития сотового бизнеса компании сконцентрируются на развитии дополнительных услуг, поддержании лояльности клиентов и их удержании, развитии собственных брэндов. И через пять-шесть лет в цене будут хорошие маркетологи, специалисты в области развития продуктов и работы с клиентами».

Финансисты не пропадут. В финансовом секторе, предполагает менеджер по маркетингу и PR компании «Империя кадров» Дарья Сторожева, также будут особенно нужны специалисты в области продвижения. Одной из популярных профессий станет и инвестиционный аналитик: «Они будут особенно нужны в крупных производственных и торговых холдингах, а также в инвестиционных компаниях. Сегодня настоящих профессионалов по инвестициям на рынке труда не хватает, а их стоимость постоянно растет». Будет востребована и позиция внутреннего аудитора. Руководители хотят иметь независимого эксперта для осуществления полного контроля за бухгалтерским и налоговым учетом в компании.

По мере развития российской экономики и выхода на отечественный рынок большого количества иностранных компаний все более актуальной становится необходимость подготовки финансовой отчетности по международным стандартам. На рынке труда увеличится спрос на профессионалов по составлению и ведению международной отчетности — GAAP-бухгалтеров. l

Журнал «Финанс.» № 14 (55) 12-18 апреля 2004 — Образование
Виктория Завьялова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.