Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник Президента РФ по экономическим вопросам
Экономический рост возможен только тогда, когда национальная экономика станет конкурентоспособной. Главное ограничение конкурентоспособности — высокие издержки ведения экономической деятельности, бизнеса. Они обусловлены прежде всего размерами нерыночного сектора. К элементам нерыночного сектора относят госсектор, монопольный сектор, уровень реального валютного курса, а в России это еще и «голландская болезнь».
В последние десятилетия многие страны мира продемонстрировали, что размеры государственного сектора, измеряемого как удельный вес государственных расходов в валовом внутреннем продукте, и темпы экономического роста связаны отрицательной связью. Другими словами, чем больше размеры государственного сектора в экономике, тем, при прочих равных условиях, ниже темпы экономического роста. Об этом свидетельствуют соответствующие тренды, представленные на примере высокоразвитых стран, стран — организаций экономического сотрудничества и развития за последние 40 лет.
Аналогичная закономерность наблюдается не только среди высокоразвитых стран, но и в странах с переходной экономикой. Чем более высокая доля создаваемых в стране финансовых ресурсов перераспределяется через государственный бюджет, тем, как правило, ниже темпы экономического роста. Верно и обратное: в странах, где через государственный бюджет перераспределяется относительно меньшая часть финансовых ресурсов, темпы создания экономического богатства выше. Подобная закономерность наблюдается и на примере отдельных государств.
Вячеслав СИНЮГИН, зампредседателя правления РАО «ЕЭС России»
Мы предлагаем ограничить рост тарифов индексом инфляции начиная с 2005 года, но при этом обеспечить связь динамики ожидаемого роста с динамикой цен на газ. Необходимо отказаться от затратного метода ценообразования в электроэнергетике, который работает до сих пор.
Метод установления предельного потолка цен был бы при этом вполне оправдан. Мы предлагаем установить на следующие три года предельный рост цен в электроэнергетике, что задавало бы ориентиры для предприятий электроэнергетики. Но — объединить это со стимулами для энергетических компаний, что вместе будет создавать базу для экономии издержек и экономические стимулы к этому. Что касается инициатив в операционной деятельности и в области корпоративного управления, то они заложены во всей нашей стратегии. В операционной деятельности планируем в этом году подготовить новую версию программы снижения издержек компании, пересмотреть принципы работы энергоуправления, будем продолжать готовить новую систему комплексных финансово-экономических показателей. В сфере корпоративного управления ставим задачу совершенствования деятельности совета директоров, регламентации фондовой деятельности, введения рейтинга корпоративного управления и системы корпоративного аудита.
Леонид ЛЕБЕДЕВ, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации РФ
Последний раз статистика по странам, задолжавшим России, содержалась лишь в законе о федеральном бюджете на 2001 год. После этого всех больше волновали наши внешние долги: сможем ли мы пройти пик платежей в 2003 году, как договориться о списании с Парижским клубом и т. д. Между тем развивающиеся страны должны России едва ли не больше, чем мы развитым странам. Среди этих стран Сирия (порядка $10 млрд), Вьетнам ($5-7 млрд), Афганистан ($5-6 млрд), Ирак ($5 млрд), Эфиопия ($5 млрд), Северная Корея ($4 млрд), Алжир ($2-3 млрд), Ливия ($2 млрд), Лаос (около $1 млрд).
Механизмы возврата этих долгов существуют. Как правило, такие сделки не афишируются, но я могу сослаться на свой личный опыт. В 1995 году правительство приняло предложение Ирана выплатить часть своего долга нефтью. До этого Иран всячески «задвигал» вопрос о выплате долга за поставленное военное имущество. Согласие России принять часть долга «натурой» помогло достигнуть решения, уcтраивающего обе стороны. Реализацией этого контракта от имени «Росвооружения» занималась, в частности, компания «Синтез корпорейшн». За два года от реализации иранской нефти в счет долгов в бюджет РФ поступило около $310 млн. Пока же наш бюджет получает из стран-должников не более $50 млн в год. Такими темпами Россия будет возвращать свои долги лет двести.
Журнал «Финанс.» № 17 (07-13 июля 2003) — Экономика
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.