Что делать с экономикой России? Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник Президента РФ по экономическим вопросам

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник Президента РФ по экономическим вопросам

Экономический рост возможен только тогда, когда национальная экономика станет конкурентоспособной. Главное ограничение конкурентоспособности – высокие издержки ведения экономической деятельности, бизнеса. Они обусловлены прежде всего размерами нерыночного сектора. К элементам нерыночного сектора относят госсектор, монопольный сектор, уровень реального валютного курса, а в России это еще и “голландская болезнь”.

В последние десятилетия многие страны мира продемонстрировали, что размеры государственного сектора, измеряемого как удельный вес государственных расходов в валовом внутреннем продукте, и темпы экономического роста связаны отрицательной связью. Другими словами, чем больше размеры государственного сектора в экономике, тем, при прочих равных условиях, ниже темпы экономического роста. Об этом свидетельствуют соответствующие тренды, представленные на примере высокоразвитых стран, стран – организаций экономического сотрудничества и развития за последние 40 лет.

Аналогичная закономерность наблюдается не только среди высокоразвитых стран, но и в странах с переходной экономикой. Чем более высокая доля создаваемых в стране финансовых ресурсов перераспределяется через государственный бюджет, тем, как правило, ниже темпы экономического роста. Верно и обратное: в странах, где через государственный бюджет перераспределяется относительно меньшая часть финансовых ресурсов, темпы создания экономического богатства выше. Подобная закономерность наблюдается и на примере отдельных государств.

Вячеслав СИНЮГИН, зампредседателя правления РАО “ЕЭС России”

Мы предлагаем ограничить рост тарифов индексом инфляции начиная с 2005 года, но при этом обеспечить связь динамики ожидаемого роста с динамикой цен на газ. Необходимо отказаться от затратного метода ценообразования в электроэнергетике, который работает до сих пор.

Метод установления предельного потолка цен был бы при этом вполне оправдан. Мы предлагаем установить на следующие три года предельный рост цен в электроэнергетике, что задавало бы ориентиры для предприятий электроэнергетики. Но – объединить это со стимулами для энергетических компаний, что вместе будет создавать базу для экономии издержек и экономические стимулы к этому. Что касается инициатив в операционной деятельности и в области корпоративного управления, то они заложены во всей нашей стратегии. В операционной деятельности планируем в этом году подготовить новую версию программы снижения издержек компании, пересмотреть принципы работы энергоуправления, будем продолжать готовить новую систему комплексных финансово-экономических показателей. В сфере корпоративного управления ставим задачу совершенствования деятельности совета директоров, регламентации фондовой деятельности, введения рейтинга корпоративного управления и системы корпоративного аудита.

Леонид ЛЕБЕДЕВ, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации РФ

Последний раз статистика по странам, задолжавшим России, содержалась лишь в законе о федеральном бюджете на 2001 год. После этого всех больше волновали наши внешние долги: сможем ли мы пройти пик платежей в 2003 году, как договориться о списании с Парижским клубом и т. д. Между тем развивающиеся страны должны России едва ли не больше, чем мы развитым странам. Среди этих стран Сирия (порядка $10 млрд), Вьетнам ($5-7 млрд), Афганистан ($5-6 млрд), Ирак ($5 млрд), Эфиопия ($5 млрд), Северная Корея ($4 млрд), Алжир ($2-3 млрд), Ливия ($2 млрд), Лаос (около $1 млрд).

Механизмы возврата этих долгов существуют. Как правило, такие сделки не афишируются, но я могу сослаться на свой личный опыт. В 1995 году правительство приняло предложение Ирана выплатить часть своего долга нефтью. До этого Иран всячески “задвигал” вопрос о выплате долга за поставленное военное имущество. Согласие России принять часть долга “натурой” помогло достигнуть решения, уcтраивающего обе стороны. Реализацией этого контракта от имени “Росвооружения” занималась, в частности, компания “Синтез корпорейшн”. За два года от реализации иранской нефти в счет долгов в бюджет РФ поступило около $310 млн. Пока же наш бюджет получает из стран-должников не более $50 млн в год. Такими темпами Россия будет возвращать свои долги лет двести.

Журнал «Финанс.» № 17 (07-13 июля 2003) – Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.