В поисках налогового баланса

Наша налоговая система – не самая худшая в мире: с обоснования этого тезиса начал свое выступление вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. В течение последних восьми лет правительство методично сокращало нагрузку на бизнес и граждан: налог на прибыль снижен с 35 до 24%, ЕСН – с 35,6 до 26%, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц. «Пора остановиться и посмотреть, можем ли мы позволить себе и дальше продолжать в том же духе», – предложил глава Минфина.

Алексей Кудрин остался при своем мнении: снижение НДС невозможно. «Два месяца назад была принята федеральная программа по модернизации транспортной системы: она обойдется бюджету в 13 трлн рублей, и на эти деньги можно построить только половину дорог, необходимых стране, – доказывал он неразумность сокращения ставки. – За три года количество занятых сократится на 1 млн человек, из-за чего невозможно будет поддерживать столь же высокий рост экономики. Коэффициент замещения (соотношение уровней пенсии и зарплаты – «Ф.») упал ниже 25%. Расходы на здравоохранение должны быть увеличены с 4 до 8% ВВП. Доля нефтегазового сектора в бюджете за три года снизится с 21 до 14,5% ВВП. Добыча нефти растет в четыре раза медленнее, чем экономика». Чтобы уже ни у кого не осталось сомнений в том, что ставка этого налога должна остаться на прежнем уровне, Алексей Кудрин высказал еще одно опасение: выпадающие доходы пришлось бы компенсировать за счет сокращения расходов на оборону. «России необходимо поддерживать ядерный паритет с США», – отметил вице-премьер.

Алексей Кудрин предложил внимательнее присмотреться к налогу на прибыль: именно он может способствовать повышению конкурентоспособности налоговой системы. Увеличение амортизационной премии и льготы по капиталовложениям могли бы привлечь в Россию крупные иностранные компании, тогда как от реформирования НДС такого эффекта ожидать не стоит. Алексей Кудрин не верит и в то, что единая ставка в 12% приведет к структурным сдвигам в экономике.

Сторонников этой идеи на конференции представляли президент РСПП Александр Шохин, замминистра экономического развития Станислав Воскресенский и член Совета федерации Александр Починок. «НДС в существующем формате обременителен для бизнеса: налог плохо администрируется, в нем высока коррупционная составляющая», – отметил Александр Шохин. «Точка зрения Алексея Кудрина понятна: НДС хорошо собирается, зачем же его снижать. Но она может стать другой: Минфин долгое время упорствовал в том, что МРОТ нельзя доводить до прожиточного минимума, однако впоследствии его мнение изменилось», – напомнил Александр Починок. «Позиция Минэкономразвития по НДС остается неизменной – 12%, – заявил Станислав Воскресенский. – При росте собираемости налога до 80% (сейчас 67%) выпадающие доходы будут компенсированы уже через четыре года. Главная задача правительства сейчас – найти идеальный баланс между фискальной и стимулирующей функциями налогов».

Тема золотой середины налоговой политики волновала, пожалуй, всех участников конференции. Ее затрагивали и при обсуждении готовящихся законопроектов о трансфертном ценообразовании и налогообложении холдингов, о налоговом резиденте и контролируемых иностранных компаниях. Как и в случае с НДС, правительство и бизнес пока не смогли договориться о том, как именно должны работать эти документы. «Трансфертами я начал заниматься семь лет назад: с тех пор не изменилось ничего», – констатировал Станислав Воскресенский. «Концепция в целом ясна, осталось решить вопрос о том, кого закон будет касаться. Малый бизнес не должен пострадать от излишнего давления», – парировал замминистра финансов Сергей Шаталов.

Завершала конференцию сессия, посвященная вопросам применения законодательства. «Налоговики как будто и не знают, что с 2007 года в силу вступили поправки в первую часть Налогового кодекса, существенно ограничивающие их права», – возмущался председатель экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов. В других выступлениях было больше оптимизма. «У меня нет ощущения апокалипсиса в отношениях между бизнесом и государством. И те и другие готовы к диалогу», – выразил общий настрой участников мероприятия управляющий партнер компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.

МНЕНИЯ ПАРТНЕРОВ

Спонсоры: Какая налоговая политика нужна России?

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:– Думаю, что прошло то время, когда необходимо было решать простые и неотложные вопросы. Началась тонкая настройка, и все внимание должно быть уделено сложным вещам, таким, как налогообложение холдингов или установление понятия налоговых резидентов. И это говорит о том, что налоговая система России вышла из подросткового возраста и перешла в пору зрелости. И в дальнейшем ее взрослении важно учитывать не только требования экономической ситуации, но и политических реалий. Если мы заинтересованы в том, чтобы сделать из страны конкурентоспособное государство, то юристы, экономисты и политики должны работать над совершенствованием налоговой системы сообща.

Евгения Ветер, директор отдела налогообложения PricewaterhouseCoopers:– Необходимо находить баланс между фискальной и стимулирующей функциями налоговой системы. И мы видим, что в этом направлении уже ведется работа. Законопроект о трансфертном ценообразовании предполагает возможность заключения предварительных соглашений между налогоплательщиком и налоговым органом. Сейчас ни одна статья Налогового кодекса не предусматривает подобных договоренностей. Но такой институт выгоден и государству, и бизнесу: первое может рассчитывать на то, что поступления в бюджет от конкретного налогоплательщика будут рассчитаны с учетом договоренностей, а второй может быть уверен, что к нему не будет предъявлено дополнительных требований по уплате налога в течение срока действия соглашения. Однако для того, чтобы механизм работал, необходимо наличие прежде всего обоюдного желания двух сторон вести конструктивные открытые переговоры. А это потребует определенного сдвига в государственном сознании.

Алина Соловьева, партнер KPMG: – Нужно найти золотую середину между интересами бизнеса и государства. Сейчас мотивирующая функция налоговой системы только начинает проявляться в отдельных инициативах, например в налогообложении холдингов. Важно понять, что консолидация бизнеса в холдинговых структурах и интенсивные внутригрупповые операции – это не желание уйти от налогов, а объективная необходимость, а значит, нужно заняться проблемами налогообложения именно в этой сфере. Государству необходимо прислушиваться к бизнесменам для того, чтобы вырабатывать стимулирующие рычаги для экономического развития. Это нужно не только бизнесу – это нужно стране. И для этого не обязательно снижать налоговые ставки. Важно разобраться с налоговым администрированием, проводить точечные настройки законодательства и совершенствовать правоприменительную практику.

Журнал «Финанс.» №25 (260) 30 июня — 06 июля 2008 — Экономика
Ксения Батанова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.