Алексей Голосов: «IT-рынку не хватает творческих людей»

Алексей Олегович, каким вы видите российский рынок IT-систем на настоящем этапе?– Его можно оценивать с двух сторон. С одной, в России IT-рынок растет быстрее, чем в Европе и Америке и наблюдается довольно благостная картина. С другой, существует опасность снижения качества выполняемых проектов. Рынок растет быстрее, чем IT-компании успевают улучшить качество оказываемых услуг. Не хватает специалистов, большие проекты требуют лучшей организации дела. Здесь существует опасность размывания ресурсов. Правильно говорят, что рынок стал более зрелым. Но хорошо бы не забывать об интересах заказчика. Все оценки рынка даются только с точки зрения поставщиков услуг и продуктов (объемы продаж). Конечно, опосредованно, взгляд заказчика как будто уже учтен – платит ведь он. Но, насколько мне известно, никто не проводил опроса клиентов о степени их удовлетворенности: насколько их устраивают набор и качество услуг, предлагаемых IT-рынком. А было бы полезно отслеживать динамику спроса на IT-услуги по отраслям и технологическим направлениям.

На ваш взгляд, что нужно сделать для разрешения такой ситуации?– Все зависит от подготовки кадров. IT-индустрия не должна занимать пассивную позицию и ждать, когда российская образовательная система подготовит нужных специалистов. Компании уже стали вкладывать деньги в образование – ведь от этого зависит их будущее. В нашей отрасли основной актив – люди. Особенно чувствительны к их нехватке компании, оказывающие услуги. Продажа «железа» или лицензий на программное обеспечение важна, но на этих направлениях проблема кадров не стоит настолько остро.

Но ведь и у разработчиков, и у их партнеров есть совместные программы со многими образовательными учреждениями.– Мы тоже довольно давно в этом участвуем: оказываем поддержку ряду вузов, в том числе в подготовке преподавателей, организации стажировок и дополнительного обучения студентов, проведении тематических олимпиад. Но студентам не хватает серьезной базовой подготовки, а не навыков по использованию и внедрению продуктов Oracle, SAP или Microsoft. Мы сталкиваемся с нехваткой людей с «широким» образованием. «Гастрономический» интерес к студентам со стороны IT-компаний приведет к тому, что появятся люди с хорошими навыками. Но проблема не только в отсутствии программистов. Не хватает творческих людей, людей созидательного склада ума – проектных менеджеров, системных архитекторов, аналитиков. К нам часто приходят заказчики, обладающие серьезным бюджетом и испытывающие острую, по их мнению, потребность в системе, какой – они еще сами до конца не понимают. Ведь они не всегда знают о тех возможностях, которые предоставляют современные информационные технологии, и им нужен консультант, который сумеет предложить решение и правильно описать, как его реализовать. Таких людей единицы.

Талантливых людей везде не хватает…– Безусловно, как не хватает талантливых писателей, врачей или футболистов. Но сама система образования должна выявлять таких людей. В настоящее время существует большая проблема нехватки интеллектуальных лидеров в области информационных технологий, отсутствуют научные школы, в высоком смысле этого слова. В советское время они были, но сейчас их число сильно уменьшилось.

О конкуренции

На ваш взгляд, насколько конкурентоспособны российские поставщики программного обеспечения?– Вопрос необходимо разделить на две части. Первая – в состоянии ли российские компании разработать хорошее, конкурентоспособное ПО? Ответ – да, и яркий пример тому – «1С». Вторая часть вопроса – инвестиции в продвижение, маркетинг. И вот здесь конкурировать c глобальными игроками очень сложно. И исключения подтверждают правило: успех «1С» стал результатом глубокого понимания Борисом Нуралиевым механизмов продвижения своего продукта через партнерскую сеть.

Но для продвижения решений на европейском рынке уже требуются серьезные вложения. Поэтому российские разработчики, помимо веры в свою идею, не должны забывать о серьезных инвестициях, которые потребуются для ее реализации на практике.

В начале 2006 года «Форс» представил решение для среднего и малого бизнеса S&M_Art, которое было создано на основе технологий Oracle с использованием собственных разработок компании. Насколько успешным оказалось продвижение этого продукта?– Для нас этот проект оказался одновременно и успешным, и неудачным. Успешным его можно считать потому, что заложенные нами в S&M_Art технологические решения нашли применение в целом ряде крупных интеграционных проектов для государственных и муниципальных структур. На практике была доказана жизнеспособность использованного подхода, но на другой «поляне». Неудача состояла в том, что не удалась полномасштабная его реализация для рынка СМБ. Да, были отдельные успехи. Так, на основе этой системы мы разработали прикладную программу для автоматизации деятельности вузов – S&M_Art_University. Также S&M_Art внедрил и использует у себя один из наших партнеров в Москве, занимающийся дистрибуцией аппаратного обеспечения и комплектующих. Но, конечно, это не совсем то, на что мы рассчитывали с самого начала.

Для продвижения такого продукта необходима мощная сеть партнеров, которые будут разрабатывать на основе этого решения конкретные приложения для различных сфер бизнеса. Требовались и серьезные инвестиции. Oracle был готов поддержать продвижение продукта, но этого было недостаточно для полномасштабной успешной реализации. Мы ошиблись, не привлекая инвесторов в этот проект с самого начала.

О госсекторе

Давайте поговорим о проблемах автоматизации госсектора. Насколько верно утверждение, что с ведомствами сложно работать?– Конечно, в госсекторе много задач, для решения которых требуются оригинальные разработки – не всегда получается использовать существующие прикладные системы. А разработка – это тяжелый путь с множеством подводных камней. В ведомствах часто происходят изменения организационной структуры, нормативной базы, процессов, что требует доработки уже готовых систем. Нередки случаи, когда только что разработанное программное обеспечение приходится переписывать из-за нового внутриведомственного распоряжения, причем без увеличения стоимости проекта.

Предположим, у нас заканчивается проект и вдруг систему приходится переделывать в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Конечно, мы можем занять формальную позицию и оставить все как есть. Но тогда работа пойдет в корзину и мы потеряем доверие.

Можете привести пример, иллюстрирующий необходимость проведения автоматизации в госструктурах?– Мы реализовали проект в Петербурге для местного «Водоканала». Была внедрена CRM-система на базе продуктов Oracle, которая обеспечивает автоматизированный учет и обработку обращений граждан. Интересный факт – количество жалоб населения на работу «Водоканала», по данным гендиректора компании, уменьшилось после внедрения CRM в несколько раз. Может, немного снизилось количество аварий. Но в чем точно помогла система, так это в снижении социального напряжения. Обращения населения фиксируются, ставятся на контроль, обрабатываются. И люди готовы ждать, если видят внимательное отношение к себе. Они знают, что их заявки никуда не пропадают – все под контролем.

НЮАНСЫ: О финансах

– Прокомментируйте недавнее заявление IDC и «Линэкс» о том, что некоторые IT-компании, в число которых входит «Форс», завышают свои финансовые результаты.– Сам по себе этот проект считаю полезным. Любые уточняющие оценки, безусловно, помогут аналитикам рынка. Другой вопрос, насколько, в свою очередь, можно верить оценкам IDC и «Линэкс». Что касается «Форс», то мы подавали данные как группа компаний. Выручка «Форс – Центр разработки» в 2006 году составила примерно 900 млн рублей (примерно 70% от выручки группы компаний «Форс»). Рост продаж по сравнению с предыдущим годом – 73%. Искажения могли возникнуть из-за различных трактовок, кого включать в группу компаний «Форс». Но, в любом случае, расхождение с данными экспертов «Линэкс» не настолько велики (25–49% – «Ф.»). Со следующего года мы будем подавать отдельно данные по компании «Форс Центр разработки» и, надеюсь, разночтений больше не возникнет.

– «Форс» давно работает с банками. А какие шаги вы предпринимаете по продвижению на смежном страховом рынке?– Мы планируем активизироваться на страховом рынке, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Там идут большие изменения – рост массовых видов страхования, консолидация компаний, усиление конкуренции. В результате резко возросли требования к автоматизации. Чтобы усилить наше предложение, мы заключили партнерский договор с болгарской компанией Fadata и с прошлого года начали продвигать разработанную этой компанией комплексную систему INSIS. В начале 2007 года началось ее внедрение в одной из крупнейших страховых компаний Азербайджана.

– На мой взгляд, страховщики в скором времени начнут отказываться от собственных разработок в пользу типовых решений.– Весьма вероятно. Здесь они повторят путь банковского сектора – только с некоторым опозданием.

Журнал «Финанс.» №42 (228) 05 ноября — 11 ноября 2007 — IT+финансы
Беседовал Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.