Двигатель эшелона

Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) выпускает и ремонтирует двигатели для российских самолетов «Ту» и «Ил». Вместе с сокращением заказов на самолеты российского производства стабильно снижается и доля рынка КМПО. Тем более что авиадвигатели для среднемагистральных самолетов Ту-154Б и Ил-86 отличаются «прожорливостью» — смертельный приговор в условиях высоких цен на керосин. Спрос на двигатели производства КМПО падает, вместе с ним уменьшается и выручка от предоставления ремонтного обслуживания. Ситуацию усугубляет отсутствие собственного конструкторского бюро (КБ). Тем не менее казанское предприятие осваивает новые виды продукции: высокоэкономичный двигатель НК-93 для самолетов Ил-96, Ту-204, Ан-70. А производство двигателя АИ-22 для регионального самолета Ту-324 осуществляется в кооперации с ЗМКБ «Прогресс» (Запорожье). Но главный драйвер роста акций КМПО далек от небес. Бумаги растут на заказах газоперекачивающих аппаратов (ГПА) со стороны «Газпрома». Они используются для газораспределительной системы, масштабную реорганизацию которой затевает монополия. «Газпром» уже заказал КМПО 5 газовых установок общей стоимостью $20 млн с поставкой в 2007 году и собирается приобрести еще как минимум 8 ГПА.

Вперед — за границу. Казанское МПО стало поставщиком «Газпрома» в связи с сокращением объема продаж двигателей и ремонтного обслуживания. На сегодняшний день доля ГПА в общем объеме продукции КМПО составляет уже 71%. И, по прогнозам предприятия, будет только увеличиваться. Очевидно, что Казанское МПО хочет диверсифицировать поставки ГПА, чтобы минимизировать риск падения спроса со стороны единственного покупателя — «Газпрома». И аналитики полагают, что предприятию это удастся. В частности, существуют перспективы поставок ГПА независимым газовым производителям. Казанское предприятие планирует выйти и на зарубежные рынки. «В 2006 году КМПО заявило, что подписало договор о намерениях с некой иранской фирмой и ожидает от нее крупный заказ на ГПА», — рассказал «Ф.» ведущий аналитик «Алора» Евгений Мошонкин.

Еще одним менее значительным драйвером роста стоимости акций КМПО является возможность для инвесторов поучаствовать в консолидации двигателестроительной отрасли. Однако такой сценарий маловероятен, ведь предприятие не аффилировано ни с одним производственным предприятием. «КМПО не является ключевым активом для объединенной двигателестроительной компании», — соглашается аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. Тем не менее Казанское МПО ощущает потребность в сильном партнере и стремится к сотрудничеству с западными фирмами. Так, в июне 2006 года на предприятии побывала делегация немецкой Siemens, одно из подразделений которой занимается производством газоперекачивающих агрегатов. Интерес корпорации объясняется анонсированным РАО «ЕЭС России» строительством энергетических мощностей и намерением изготавливать на мощностях татарского объединения компоненты для своих турбинных энергоустановок. «Объем спроса на продукцию КМПО будет расти если не со стороны «Газпрома», то со стороны РАО «ЕЭС России» в лице «Силовых машин» и других представителей российского энергетического машиностроения», — говорит аналитик ИФК «Алемар» Василий Конузин. Лейтмотивом сотрудничества с зарубежными компаниями является получение новых технологий, что особенно важно ввиду отсутствия собственного КБ.

Ударная пятилетка. Выручка компании в 2005 году составила 3,5 млрд рублей, превысив уровень 2004 года на 21% при росте объемов производства на 9%. При этом чистая прибыль выросла на 50% до 87 млн рублей. Рентабельность по чистой прибыли составила 3%. «Адекватный показатель рентабельности для машиностроительной компании, — заключает Геннадий Суханов. — Надеяться на большее не стоит». За улучшение финансовых показателей казанскому предприятию надо благодарить «Газпром», на заказах которого доля высокорентабельной продукции для газовой промышленности увеличилась почти на 10 процентных пунктов в общем объеме производства. Одновременно выросла себестоимость проданных в 2005 году товаров — на 25% до 3,2 млрд рублей. Виноват рост цен на материалы и энергоносители. КМПО приняло программу мероприятий по снижению затрат на производство, благодаря которой удалось сэкономить 151 млн рублей. Капитальные затраты в 2005 году составили 147 млн рублей, в том числе 112 млн рублей — на развитие и поддержание производственных мощностей.

По итогам девяти месяцев 2006 года выручка КМПО составила 2,8 млрд рублей — на 14% больше результата за аналогичный период 2005 года. При этом чистая прибыль выросла почти в пять раз: с 20,4 млн до 96,6 млн рублей, а рентабельность по чистой прибыли увеличилась с 1 до 3%. В результате по итогам 2006 года аналитики прогнозируют темпы роста выручки предприятия, сопоставимые с 2005 годом. По прогнозу Геннадия Суханова, выручка КМПО в 2006 году увеличится на 16% до $142 млн, а чистая прибыль — вырастет более чем в два раза до $6,8 млн. Руководство КМПО планирует получить более двух третей выручки от реализации двигателей «Газпрому». Также запланировано увеличение объема производства и реализации продукции для энергетики и автотранспорта. Вдохновленный успехом 2005-2006 годов топ-менеджмент Казанского МПО поставил перед собой задачу увеличить объемы реализации товарной продукции к 2010 году до 7,7 млрд рублей, что подразумевает ежегодный прирост выручки в среднем на 17%.

Вопрос цены. Бумаги КМПО малоликвидны, несмотря на free-float в 24%. Исходя из капитализации предприятия на 28.11.06, общий объем акций в свободном обращении не превышает $12 млн. «Поэтому бумага, к сожалению, пока относится только к третьему эшелону», — отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. С начала 2006 года акции предприятия подорожали с $6,5 до 8,1%. Спрэд сузился с 38 до 21%. О повышении ликвидности бумаги говорить не приходится. Коэффициент P/S (капитализация к выручке) для КМПО равен 0,4, тогда как среднее значение по авиастроительной отрасли составляет 1,1. Притом у «Сатурна» (другой крупный поставщик «Газпрома») P/S также равняется 1,1. Казанское МПО выглядит привлекательнее коллег и по коэффициенту P/E (капитализация к чистой прибыли) — 8 против 9,3. Аналитики объясняют дисконт в оценке КМПО невысоким уровнем корпоративного управления.

Портрет эмитента

Компания:ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»

Специализация:двигателестроение

Основные акционеры:«Связьинвестнефтехим» — 44%, «Оптима» — 14%, «Омега-капитал» — 12,5%

Генеральный директор:Дамир Каримуллин

Площадка:RTS Board

Капитализация на 28.11.2006:$51,4 млн

Количество акций:6,3 млн

Выручка:3,5 млрд рублей

Чистая прибыль:87 млн рублей

Финансовые данные по РСБУ за 2005 год

Рекомендации аналитиков

Инвестиционная компания/банк

Аналитик

Целевая цена, $

Потенциал роста, %

Рекомендация

БД «Открытие»

Халиль Шехмаметьев

10,0

23

Держать

ИФК «Солид»

Игорь Нуждин

11,6

43

Покупать

Промсвязьбанк

Оксана Максимович

12,0

48

Покупать

Алор

Евгений Мошонкин

12,0

48

Покупать

Тройка Диалог

Геннадий Суханов

12,1

49

Покупать

Брокеркредитсервис

Севастьян Козицын

12,5

54

Покупать

Баррель

Андрей Зорин

16,0

98

Покупать

Антанта-Капитал

Илья Макаров

17,0

110

Покупать

ИФК «Алемар»

Василий Конузин

17,8

120

Покупать

Консенсус-прогноз

13,4

66

Цена на 28.11.06

8,1

Источник: «Ф.»

Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 — 10 декабря, 2006 — Акции
Леонид Хомерики

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.