Александр Никитович, какие требования предъявляются к банкам-инвесторам, желающим поучаствовать в санации своих коллег?
– Они должны располагать определенными средствами, чтобы ввести их в проблемный банк. И помощь должна быть существенной. Не надо вкладывать один рубль – это рейдерство, а не инвестиция. Кроме того, финансовое положение инвестора не должно пострадать от участия в санации, поэтому, скорее всего, оздоровлением займутся крупные игроки.
Есть и вполне конкретные количественные требования к банкам-«спасителям». Например, если для восстановления «спасаемого» необходимо 20–30 млрд рублей, то капитал «спасителя» должен составлять порядка 200–300 млрд. Для небольшой организации с валютой баланса в 3–5 млрд рублей, как правило, достаточно «влить» 500–700 млн рублей. Соответственно, капитал инвестора должен быть не менее 5–7 млрд, а взнос – порядка 200 млн рублей. Прошу учесть, что приведенные цифры, скорее, отражают мою субъективную оценку, а не формальные критерии, на которые будет ориентироваться агентство.
В какой пропорции должны распределяться взносы инвестора и АСВ?
– Закон таких подробностей не описывает. Все будет определяться исходя из экономической целесообразности.
Понятно, что сценарий, при котором АСВ удается оперативно найти подходящего «спасителя» и полностью передать ему контроль над банком, – идеальный. А как быть в других случаях?
– Прежде чем ответить на ваш вопрос, уделю внимание процедурным моментам. Как все должно происходить?
Банк, который хочет, чтобы его спасли, обращается в территориальное управление ЦБ или непосредственно в департамент лицензирования с заявлением, содержащим просьбу о санации. В идеальном варианте «кандидат» предложит план спасения и потенциального инвестора. После этого департамент лицензирования рассмотрит заявку и в случае ее одобрения направит предложение АСВ.
Если АСВ соглашается санировать тот или иной банк, начинается поиск инвестора. Одновременно агентство входит в банк в качестве временной администрации, в должность руководителя исполнительного органа вместо прежнего предправления вступает представитель АСВ. Еще до прихода инвестора оперативно принимаются экстренные меры для решения неотложных проблем, например, выплат тем же пенсионерам, которые не должны ждать свои деньги две-три недели. В течение нескольких дней проводится экспресс-анализ финансового состояния банка. Если за это время найдется инвестор, мы самоустраняемся из органов управления и просто контролируем процесс. В случае если этого не происходит, возможны три сценария.
Первый. Мы сами капитализируем банк, доводим его до устойчивого состояния и затем продаем на открытых торгах. При этом проблемная кредитная организация может находиться под нашим наблюдением в течение трех лет.
Второй. Мы можем найти мелкого инвестора, который сделает совсем небольшой взнос и, соответственно, получит лишь часть акций. Основное бремя вложений мы возьмем на себя, контрольный пакет, соответственно, также будет у АСВ. В этом случае инвестор принимает участие в развитии банка в меру своих возможностей и контроль над ним будет очень жестким. Затем, когда бизнес «спасаемого» начнет работать без перебоев, мы выставим свой пакет на продажу. С большой долей вероятности, купить его захочет тот самый мелкий инвестор, так как он уже знает состояние актива изнутри.
И, наконец, третий сценарий, который фактически предполагает банкротство. Если уже в процессе санации мы обнаруживаем финансовую дыру, которая сводит возможности спасения на нет, то отказываемся от проведения оздоровления в полном объеме. Закон разрешает нам передать обязательства банка перед частными вкладчиками в другую, финансово устойчивую, кредитную организацию одновременно с эквивалентными этой сумме активами. Например, передаем 100 единиц вкладов и 100 единиц «здоровых» кредитов. После этого пытаемся реанимировать оставшуюся часть бизнеса уже с уверенностью, что вкладчики находятся под защитой. Шансов на то, что санация завершится успешно, в данном случае почти нет. Так что, скорее всего, проблемная кредитная организация будет признана банкротом.
Что является показателем успешной санации? В какой момент миссию АСВ можно считать выполненной?
– Главный критерий – достижение приемлемого для ЦБ значения норматива достаточности капитала. Плюс, конечно, признаки оживления бизнес-процессов: положительная динамика клиентских потоков, увеличение депозитной базы, расширение бизнеса.
Журнал «Финанс.» №41 (276) 03.11–09.11.2008 — Банки
Беседовала Екатерина Гуркина
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.