Ручной бренди

Бренди, пожалуй, один из самых популярных в мире крепких алкогольных напитков. Ошибочно его часто называют коньяком, хотя это имя могут носить только напитки, созданные во французской провинции Cognac. Бренди изготавливается из перебродившего плодово-ягодного или виноградного сока (сусла). Наиболее известны и любимы напитки из Франции. Названия регионов Коньяк, Арманьяк и Кальвадос, давшие собственные имена произведенным в них напиткам, гремят на весь мир. «Сегодня российский покупатель очень разборчив, хорошо ориентируется в ассортименте спиртных напитков. Предложить ему просто виски или просто коньяк уже недостаточно, это должны быть только самые лучшие напитки, идеально подобранные к столу, отвечающие характеру покупателя», — замечает коммерческий директор «Вельд-21» Гела Абсандзе.

Много — нехорошо. Широкое распространение бренди, разумеется, не могло не отразиться на объемах производства. В 2005 году, под подсчетам специалистов, только коньяка (из одноименной провинции) было экспортировано на сумму 1,35 млрд евро. Основную часть этой массы составляет продукция четырех крупнейших магнатов — домов Hennessy, Martell, Remy Martin и Courvoisier. Каждая из этих компаний продает миллионы бутылок ежегодно, что позволяет им постоянно модернизировать технологии, скупать в большом количестве различные спирты и нанимать сотни человек для продвижения товара на рынок. Напитки, производимые указанными компаниями, безусловно, качественные. Но в силу своей распространенности являются все же массовыми, несмотря на довольно высокие цены. Кроме того, пристальный контроль за всеми этапами производства магнаты могут обеспечить только при выпуске элитных линеек. Небольшие же хозяйства славятся своим трепетным отношением ко всему производимому коньяку — от простого V.S. до самого лучшего и дорогого, с собственным именем. Нередко весь процесс от сбора урожая до дистилляции проводится вручную. Для компаний, производящих всего несколько сотен тысяч бутылок бренди в год и даже не мечтающих о колоссальных затратах на маркетинг и модернизацию, это, по сути, единственный способ выжить и удержать свои позиции. Все эти недостатки маленькие коньячные хозяйства Франции превратили в конкурентные преимущества — ведь, как ни крути, качественный дорогостоящий напиток, приготовленный с соблюдением старинной технологии практически вручную, да которого к тому же еще совсем немного, — эксклюзив. А это слово почти всегда залог успеха.

Аромат и вкус дома. Хозяйство Domaine la Fontaine de la Pouyade производит всего один вид коньяка. Его делают из лучшего винограда провинции Гран Шампань, а выдерживают в бочках из древних дубов. Коньяки получаются плотные, мягкие, с бархатистым вкусом и крепким запахом древесины. Возраст спиртов дома — 40-80 лет. Дешевле $1 тыс. за бутылку его не купить.

Известен российским потребителям и брэнд Frapin. Самый выдержанный коньяк в его коллекции — 170-летний Cuvee Francois Rabelais — стоит в Москве $5,5 тыс. Это цена за глубокий вкус выдержанного по всем правилам бренди, тонкий запах апельсиновых цветов и лилий, темный насыщенный цвет.

Домом Ragnaud-Sabourin управляют три женщины семьи Рано. Возможно, именно поэтому вкус коньяков получается таким сладким и мягким. Два самых знаменитых напитка — Le Paradis и He ritage Ragnaud. Оба имеют минимальную выдержку сто лет и крепость около 40%. Они славятся своими уникальными свойствами, особенно чрезвычайно стойким послевкусием, которое может длиться более часа. Одна бутылка стоит в Москве около $2 тыс.

Довольно широко известен российским ценителям коньяка высочайшего класса брэнд Delamain. Под этой маркой не выпускается коньяк категории ниже X.O. (Extra Old), большая же часть напитков имеет свое собственное имя и приставку Grande и Reserve, что автоматически относит их к наивысшей касте бренди. Основные характеристики любого Delamain — мягкость, легкость, низкая танинность, которые появляются благодаря длительной выдержке (от 25 до 60 лет) в старых дубовых бочках, уже использовавшихся ранее для хранения бренди. Перед розливом, который осуществляется исключительно вручную, бутылки омывают коньяком. Самый выдержанный напиток в линейке — Cognac tre s vieille Grande Champagne Re serve de la Famille (60 лет, 43% крепости). Напиток обладает ярким янтарным цветом и округлым вкусом с нотами зрелых плодов, мощным и постоянным ароматом винограда. В столичных магазинах он стоит около $900 за бутылку.

У дома Cha teau de Montifaud есть два вида коньяка — из винограда регионов Гран Шампани и Пти Шампани. По сути, это разные линейки (от V.S до X.O. до высших, с собственным именем). Один из лучших напитков этого дома — Heritage Maurice Vallet (Пти Шампань) со средним возрастом 50 лет и содержанием спирта 42%. Этот коньяк характеризуется теплым и округлым вкусом и ярко выраженными тонами кожи и пряных специй в аромате. Цвет у него темный, насыщенный, с янтарным блеском. В Москве обычная бутылка этого бренди стоит около $800, подарочная (хрустальный графин) — $1,4 тыс.

Самые выдержанные коньяки лучших хозяйств Франции стоят дорого, однако это не означает, что напитки, цена которых существенно ниже $1 тыс., нельзя отнести к высококачественным. Бренди категории X.O. небольших домов, например, многие оценивают даже выше их «старших братьев». Все дело во вкусе — кому-то нравятся слегка обжигающие и тяжелые столетние напитки, другие предпочитают свежесть и аромат коньяков, справивших только 20-й день рождения. «Некоторые очень состоятельные клиенты иногда просят меня найти напитки не просто вкусные, интересные, эксклюзивные, но и чрезвычайно дорогие, — рассказывает руководитель агентства «АКС» (поставка элитного алкоголя по корпоративным заказам) Влада Хмурина. — Трудно бывает объяснить, что коньяк за $40 тыс. может продаваться только на аукционе, в качестве свидетеля какой-либо исторической эпохи, например. Если хочется сделать хороший подарок или поставить к себе в бар отличный бренди, неправильно судить только по цене. А как же характер напитка, его вкус? Именно на них нужно обращать внимание в первую очередь».

Нижний, но главный. Арманьяк — второй в списке самых известных в мире бренди. Его также делают во Франции, в одноименной провинции, находящейся в исторической области Гасконь. Там жарче, чем в Коньяке, больше солнечных дней, но довольно влажно, поэтому ягоды винограда получаются сочными и очень сладкими.

Самый лучший арманьяк делают в нижней части региона — там представлены песчаные почвы с большим содержанием кварца и глинисто-каменистые, почти лишенные извести. Это наилучшие условия для привередливых лоз, дающих сочные и маслянистые ягоды.

Следом идут субрегионы Тенарез и Нижний Арманьяк с почвами, богатыми известняком и песком. Там рождается необычный виноград — с не очень ярким вкусом в Тенарезе (из него делают выдержанный коньяк) и сильной кислинкой в Верхнем Арманьяке (подходит для изготовления молодых бренди).

Крупных производителей арманьяка немного. Да и выпускают его почти в 30 раз меньше, чем коньяка. Возможно, именно в этом кроется причина его не слишком широкой популярности. Однако знатоки уже давно оценили мастерство гасконских виноделов — лучшие арманьяки стоят немалых денег.

Бренди этого региона в основном миллезимные, то есть сделанные из урожая одного года. Поэтому характеры напитков, произведенных в одном и том же хозяйстве, могут существенно различаться в зависимости от года. Бывают более и менее удачные урожаи — по ним определяется цена напитка, так что она может быть надежным критерием, если речь идет об арманьяках хороших домов. Есть также замковые напитки, то есть бренди, произведенные в определенном месте, выдержанные разное количество лет.

Один из лучших производителей в Арманьяке — Chateau De Laubade. Бутылочка, выпущенная в 1918 году, обойдется вам примерно в $3,5 тыс., зато это будет настоящий выдержанный бренди — суховатый, но полнотелый, с характерным темным цветом и очень ярким запахом винограда. Очень ценятся напитки дома Samalens. В его коллекции множество бренди разных лет. Один из самых старых был сделан в 1900 году — Samalens Bas Armagnac Millenium 1900 сегодня можно приобрести за $2,8 тыс.

Отличные миллезимные арманьяки можно найти в коллекциях таких домов, как Lafontan, Larressingle, Marquis de Montesquin, Chabot, Saint-Vivien.

Яблочное настроение. Кальвадос — это яблочный бренди, производимый в одноименном регионе провинции Нормандия. Напиток этот гораздо менее популярен, чем его виноградные собратья, но пользуется у многих ценителей крепкого спиртного заслуженным уважением, несмотря на то, что цена на него значительно ниже.

Чем старше кальвадос, тем он лучше — с годами цвет напитка становится темно-янтарным, раскрывается его букет, насыщается аромат. Самыми выдержанными являются напитки категорий Extra, Napoleon, Hors d’Age, Age Inconni — их томят в дубовых бочках как минимум шесть лет (для кальвадоса это немалый срок). Есть также кальвадосы с выдержкой в несколько десятков лет — они находятся вне категорий, им дают собственные имена, так же как лучшим коньякам и арманьякам.

Самый лучший яблочный бренди изготавливают в департаменте Pay d’Auge. Жемчужиной его является Cha teau du Breuil. За напиток под этой маркой с выдержкой 50 лет придется заплатить около $300. Довольно дороги и яблочные бренди производства Roger Groult Venerable — лучшие пятидесятилетние образцы могут стоить около $700.

Поскольку кальвадос только недавно начали позиционировать как дорогой напиток, компании, производящие его, пристально следят за качеством. Это можно сказать как о крупных, так и о небольших хозяйствах.

Сочная Испания. Так как Франция все еще занимает лидирующие позиции на рынке бренди, Испании с ее древнейшими традициями изготовления этого напитка приходится держаться несколько в стороне. Но это не совсем справедливо. На залитой солнцем андалузской земле рождаются отличные сочные сладкие ягоды, из которых производят хорошие хересные (производятся в городе Херес) бренди.

Лучшие из них делают такие компании, как Lepanto, Larios, Soberano, Carlos I, Duque de Alba, Cardenal Mendoza, Torres, Veterano, Fundador. Самые выдержанные традиционно носят приставку к названию Grand Reserva и стоят в Москве от $70 до $120.

Поначалу при выборе хорошего хересного бренди можно ориентироваться на цену. Однако позже вы увидите, что есть отличные образцы всего около $60 за бутылку. «Самый лучший бренди всегда отличается от других, — комментирует начальник отдела продуктов питания и оборудования торгово-экономического отдела Посольства Испании в России Давид Фейхоо. — Хороший напиток обязан иметь сильный характер, своеобразие — и все это достигается благодаря уникальному сочетанию аромата, вкуса, интересным оттенкам, нужному балансу во рту, сложности, долгому послевкусию и многим другим факторам».

Свойства бренди

Округлость — полнота и завершенность вкуса, наличие в нем большого количества оттенков.

Послевкусие — вкус, остающийся во рту после того, как напиток проглочен. Может отличаться от основного вкуса, его продолжительность — показатель качества и возраста бренди.

Танинность — насыщенность дубильными веществами, которые обладают антисептическими свойствами и способствуют более активному перевариванию пищи. Вкус такого бренди настолько плотен, что кажется — его жуешь.

Журнал «Финанс.» № 16 (153) 24 апреля — 7 мая 2006 — Алкоголь
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.