«Суши Мастер»: где отчётность?

«Суши Мастер» Алекса Яновского (AllUnic, Холдинг Х100) оценивает себя в $250 млн. «Мы ставим себе целью выйти на IPO в мае 2021-го с оценочной стоимостью около $5 млрд», — заявляют в компании и предлагают сейчас «войти» по оценке $250 млн.

Почему этому нельзя верить?

Для выхода на IPO требуется финансовая отчётность за три предыдущих года по МСФО. Аудированная приличным аудитором.

Это значит, что у компании должна быть такая отчётность за 2018, 2019 и 2020 годы.

Где она за 2018 и 2019 годы? Её нет.

На чём основана оценка в $5 млрд долларов, которая якобы будет на IPO?
Ни на чём, как, возможно, и оценка в $250 млн.

Тинькофф Банк, суперприбыльный бизнес, был оценён на IPO в $3 млрд. А франшизная сеть даже без финансовой отчётности в $5 млрд? Если это крутой бизнес, который будет оценён через год в $5 млрд, зачем ему сейчас продавать доли в 20 раз дешевле?

Да ещё и в розницу от $100 с помощью мутных MLM-щиков.

Вопрос риторический, так как никакого IPO не будет. Для IPO компания должна быть крупной, прозрачной и прибыльной, а тут с этими параметрами всё очень непонятно.

«При капитализации в $5 млрд инвестиции вырастут более чем в 20 раз. То есть вложения в размере $50 тыс. принесут вам $1 млн», — так и пишут на сайте.

Как же эта оценка получилась? Не мифические $5 млрд, а «нынешние» $250 млн.

«Эта сумма получилась исходя из двух показателей. Мы приняли базовую оценку, которую применяет рынок для компаний, уже вышедших на IPO, а это примерно четыре годовых оборота. В этом году наш оборот составит около $60 млн».

То есть взят предполагаемый оборот всех ресторанов «Суши Мастер» и умножен на 4, при том, что реальную выручку владельца франшизы формируют взносы франчайзи, которые всегда составляют малую долю от оборота.

Выручка франшизных компаний, к примеру, McDonalds, включает только платежи от франчайзи и выручку ресторанов, которыми оперирует сам McDonalds. В неё, разумеется, не включают оборот франчайзи.

Сказочники, что сказать. Хансы-Кристианы Андерсены.