Каким банкиры видят свое будущее

ВОПРОСЫ:

1. Как изменится банковская система России в 2006 году?

2. Какие законы нужны банкирам?

МИХАИЛ ЗАДОРНОВ, президент — предправления «Внешторгбанка — розничные услуги»:

1. В будущем году продолжится рост банковской системы, прежде всего активных операций. При этом объемы розничного бизнеса кредитных организаций будут расти опережающими темпами по сравнению с ростом банковского сектора в целом. Продолжится и концентрация капитала как вследствие дополнительных инвестиций собственников крупнейших банков, так и за счет развития региональных сетей, которое будет происходить в том числе и за счет приобретения региональных структур. Также возможно повышение лимита государственной гарантии на один вклад: сейчас обсуждается вариант увеличения этой суммы вдвое — до 200 тыс. рублей. Надзор в банковской сфере будет постепенно усиливаться и совершенствоваться. В том числе особое внимание будет уделяться операциям, контролируемым не только ЦБ, но и Федеральной службой по финансовому мониторингу. Доля иностранного капитала в банковской системе России будет расти.

2. В уточнении нуждается лишь ряд законодательных актов. К ним относится предоставление гарантий для вкладчиков в части увеличения суммы страхового возмещения. Необходимы изменения нормативных актов ЦБ в области оптимизации банковской отчетности — ее следует предоставлять в электронном виде, а не на бумажных носителях. Также хотелось бы облегчить процедуру слияния и поглощения банков, так как это поможет существенно увеличить капитализацию банковской системы. Но это детали, а в основном нынешнее законодательство позволяет банковской системе развиваться, что и показывает динамика последних двух-трех лет.

КИРИЛЛ МИНОВАЛОВ, президент банка «Авангард»:

1. Постепенно банковская система будет «очищаться» от кредитных организаций, которые откровенно нарушают закон — занимаются отмыванием денег или полузаконным обналичиванием. Во время прошлогоднего летнего кризиса был привит иммунитет от слишком бурной реакции на неосмотрительные высказывания чиновников. Сейчас практически еженедельно появляются сообщения об отзыве лицензии у какого-то банка, но никого это не пугает. Такая же тенденция сохранится и в 2006 году.

В новом году будет развиваться ритейл. Это связано с улучшением финансового положения россиян и наличием резервов на рынке розницы. Поэтому часть банков второго круга будет стараться занять позиции на рынке ритейла. Если будет принято решение о направлении средств стабилизационного фонда в развитие экономики, это послужит развитию банковской системы, которая должна стать распределительным центром финансовых потоков.

2. Лишь некоторые моменты нуждаются в изменениях. Например, переход банков на международную отчетность. Конечно, стандарты МСФО более объективны, но те банки, которым она нужна, и так готовят ее самостоятельно. Неплохо, если бы ЦБ продолжил действовать в направлении расширения базы рефинансирования. К сожалению, сейчас учетная ставка, по сути, служит лишь некой цифрой для налоговых расчетов, но как инструмент с банками не работает.

АЛЕКСАНДР ЛЕВКОВСКИЙ, председатель правления Промсвязьбанка:

1. В 2006 году продолжится процесс консолидации российской банковской системы и усилится конкуренция между банками, входящими в первую сотню. В целом улучшится прозрачность и надежность системы. Банки с государственным и иностранным участием по-прежнему будут ведущими игроками на рынке, но тем не менее позиции частных кредитных учреждений укрепятся. Видимо, продолжится процесс сокращения доли государства в банковском секторе и на его место придут частные инвесторы. Сохранится тенденция проникновения на отечественный рынок западного капитала.

2. Не до конца урегулировано проведение документарных операций, в том числе использование аккредитивов и выпуск банковских гарантий. Риски банков при проведении таких сделок могли быть существенно ниже, если бы порядок их осуществления был более детально прописан в законах в части оформления документов и ответственности сторон. Кроме того, некоторые инструменты, широко распространенные в международной практике, не закреплены в российских законах (предоставление контргарантий, выпуск резервных аккредитивов и т. д.). Защита интересов банков при размещении средств была бы повышена, в частности, при введении государственной регистрации договоров залога транспортных средств и долей в ООО. Необходимо законодательно урегулировать процедуру внесудебного обращения взыскания на заложенное имущество.

МИШЕЛЬ ПЕРИРЭН, председатель правления Райффайзенбанка:

1. Если оценивать коэффициент соотношения объема потребительского кредитования к ВВП, то глубина финансового сектора в России остается относительно небольшой по сравнению с развитыми странами. Это в свою очередь означает наличие значительного потенциала для дальнейшего роста российского банковского сектора. В 2006 году он будет продолжать развиваться в соответствии с теми тенденциями, которые доминировали на рынке в течение последних лет. Развитие финансовых институтов должно опережать рост реального сектора экономики — и это на фоне устойчивого экономического подъема и укрепления финансовой стабильности. Между тем растущий потребительский спрос, подкрепляемый повышающимся благосостоянием граждан и ростом потребительского сознания, обеспечит высокий уровень динамики развития рынка розничных услуг.

СЕРГЕЙ ИВАНОВ, председатель правления Русского банка развития:

1. Темпы роста совокупных банковских активов замедлятся. Основных причин тому несколько: низкий и снижающийся уровень капитализации системы в целом, слабость фондового рынка и как следствие — незначительная доля этого источника фондирования в привлеченных средствах банков; ограниченные возможности по сотрудничеству с западными банками. Последняя причина определяется не только уровнем раскрытия информации и прозрачностью структуры собственности, но и эффективностью бизнес-моделей российских банков, уровнем корпоративного управления. Следующий год революционных изменений не принесет. Малые банки будут выдавливаться на низкорентабельные и маргинальные сегменты рынка. Очевидна тенденция перераспределения рынка в пользу более крупных игроков. По нашим оценкам, доля рынка, приходящаяся на банки первой сотни по активам, увеличится на 5%. Продолжится снижение чистой процентной маржи банковских операций — прежде всего за счет снижения доходности кредитных операций и операций на фондовом рынке.

2. Закон о кредитных бюро не подкреплен дееспособностью соответствующих государственных органов и на практике не реализуется, хотя есть объективная заинтересованность и кредиторов, и добросовестных заемщиков в появлении кредитных историй. Нужно максимально быстро создать условия для полноценного функционирования кредитных бюро. Сейчас же получается, что бюро есть, банки есть, а взаимодействовать они не могут. В 2006 году мы также очень рассчитываем на активизацию законотворческой работы в области регулирования рынка ипотеки. Это один из наиболее перспективных сегментов кредитных программ, имеющих к тому же огромную социальную значимость.

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ, председатель правления Роспромбанка:

1. Кардинальных изменений, видимо, не будет. Помешать поступательному развитию банковской системы вряд ли что сможет. А вот стать более цивилизованным рынок банковских услуг может вполне. В том числе и из-за того, что ЦБ продолжит отзывать лицензии у проблемных кредитных организаций. Кроме того, в следующем году нельзя исключать и возможности появления новых крупных игроков на рынке. Как зарубежных банков, так и объединенных отечественных финансовых структур. Настает момент, когда большинство средних и мелких российских банков задумывается об объединении своих капиталов, технологий обслуживания, филиальных сетей и о более эффективном их использовании.

2. Я не могу сказать, что в отечественном законодательстве есть существенные «дыры» или противоречия, которые мешают Роспромбанку нормально вести бизнес. Главное, чтобы принятые нормативные акты работали и исполнялись как кредитными организациями, так и их клиентами.

ВЛАДИМИР БАЛАБАНОВ, председатель правления Русь-банка:

1. Иностранные банки, которые уже открыли дочерние структуры в России, вероятнее всего акцентируют свою деятельность в работе с крупными корпоративными клиентами. Повышенными темпами будут развиваться розничные банковские услуги, заметно увеличатся остатки во вкладах частных лиц. Дальнейшее развитие получат бюро кредитных историй. Причем при наличии явных лидеров будет и количественное увеличение данных организаций.

2. Дальнейшее развитие системы страхования вкладов (ССВ), а именно увеличение застрахованных сумм, безусловно, будет способствовать повышению доверия населения к банковской системе, потому что большая часть граждан не слишком хорошо знакома с ней. Необходимо оптимизировать законы по работе с недобросовестными заемщиками при обращении взыскания на заложенное имущество. Хотелось бы, чтобы у финансовых институтов было больше возможности и оперативности при работе с подобными заемщиками. Ведь от этого зависит желание банков активнее кредитовать реальный сектор.

АЛЕКСАНДР ДМИТРУК, председатель правления Соцгорбанка:

1. В новом году нас ожидает усиление конкуренции, повышение эффективности банковского бизнеса и качества обслуживания клиентов. Также следует ожидать консолидации банковского капитала, слияния кредитных организаций и как следствие — уменьшение их числа. Количество иностранных участников в банковской системе будет увеличиваться.

2. Необходимо ограничить право физических лиц на досрочное изъятие денег с депозита, предоставить право обращать взыскание на землю и установить уменьшенный срок для регистрации недвижимости, находящейся в залоге. Кроме того, следует определить порядок действий кредитных организаций, когда им невозможно исполнить требование закона об отмывании «грязных» денег — идентифицировать клиентов — из-за непредставления ими необходимых для этого документов. Сейчас банкам дано право приостановления операций по счету только в случае, если должностные лица организации-клиента включены в список личностей, оказывающих содействие террористам.

СЕРГЕЙ БАБЕНКОВ, генеральный директор Углеметбанка:

1. В 2006 году будут актуальны уже наметившиеся тенденции: проникновение федеральных банков в регионы; усиление доли банков с иностранным капиталом; активное развитие ритейла, в том числе и ипотеки. Кредитные организации продолжат укрупняться за счет слияний и поглощений крупными федеральными структурами. Часть региональных банков, не попавших в ССВ, перестанет существовать, так как не все готовы сосредоточиться только на инвестиционном бизнесе. Будут формироваться отношения с бюро кредитных историй, совершенствоваться системы корпоративного управления. Возможно, распространение получит ввод в состав наблюдательного совета независимых директоров.

2. Многое решила бы либерализация валютного законодательства. Сейчас мы жестко ограничены по работе с валютой, и некоторые виды операций с ней просто запрещены, в частности в сфере доверительного управления. Желательно упрощение процедуры увеличения капитала банка, что сейчас значительно сложнее, нежели увеличение капитала других экономических субъектов. Нужна более простая процедура открытия новых удаленных офисов. Сегодня есть перечень видов подразделений, разрешаемых к открытию, и у каждого из них есть свои ограничения: по спектру операций (кредитно-кассовый офис), по территории открытия (дополнительный офис), по видам деятельности (представительство). Открытие филиалов сопровождается сложной процедурой их регистрации и является весьма затратным. Необходимо также упрощение процедуры перерегистрации банка, к примеру из ЗАО в ОАО. Закон предписывает различным ведомствам пересылать документы только простым почтовым отправлением, что непозволительно замедляет сам процесс перерегистрации. Почему-то не предусмотрены варианты отправки документов «Экспресс-почтой», DHL, курьером. Мы готовы брать на себя такие расходы, так как нам очень важна скорость.

СЕРГЕЙ КОРЕПАНОВ, председатель совета директоров Русского ипотечного банка:

1. В следующем году наиболее динамичным направлением развития по-прежнему будет потребительское кредитование. Но темпы роста объемов выданных потребительских кредитов снизятся. Если последние несколько лет этот показатель удваивался, то в 2006 году его рост не превысит 60-70%. Исключение составит ипотечное кредитование, объемы которого возрастут где-то на 100%. Кроме того, значительно увеличится количество банков, занимающихся ипотекой.

2. Обозначу принципиально важные моменты для развития ипотеки. Первое — максимальное упрощение процедуры взыскания задолженности и выселения должника в случае дефолта. В тех странах, где эта процедура сложная, ипотека практически не развита и люди начинают решать свои жилищные проблемы только к 35 годам. Второе — регулирование выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг. Пока законодательство в этой сфере оставляет желать лучшего. Надеемся, что до конца года необходимый пакет документов будет принят. Хотел бы подчеркнуть, что без активной позиции государства в сфере законодательства и регулирования ипотеки рост будет очень сильно сдерживаться, а рынок останется очень фрагментированным и неэффективным, как это было, например, в США до того, как вмешалось государство.

ВЛАДИМИР ФРОЛОВ, председатель совета директоров банка «Северная казна»:

1. Единственная угроза для российских банков — резкий рост просроченной задолженности по экспресс-кредитам. Причем угроза эта весьма реальна, о чем свидетельствует пятикратное увеличение задолженности за шесть месяцев текущего года у «Хоум кредит энд Финанс банка» — до 23,9% (по МФСО). Возможно, что аналогичным образом будут развиваться события и у других финансовых институтов, занимающихся экспресс-ссудами.

2. Банки являются крупнейшими собственниками элитной недвижимости, которая в последнее время резко подорожала. Банки же не увеличивают балансовую стоимость недвижимости по причине возникающих дополнительных налогов. Следует ввести налоговые каникулы (на 3-5 лет) на величину переоценки недвижимости. При этом не уменьшатся поступления в бюджет (какой налог платили за имущество, такой и будут платить). В то же время после истечения срока налоговых каникул поступления в бюджет резко вырастут. Очевидны и макроэкономические выгоды: при большем капитале банки смогут привлекать больше денег и больше выдавать кредитов. Данное предложение очень просто реализовать, так как налог на имущество поступает в региональный бюджет. Поэтому решение может быть принято областным парламентом. Такой опыт уже имеется, к примеру, в Ханты-Мансийском округе с весьма положительным результатом.

МАКСИМ СОЛНЦЕВ, первый зампред СДМ-банка:

1. Ожидается дальнейшее развитие тех тенденций, которые проявились на рынке в последние годы. Речь идет прежде всего об ужесточении конкуренции в сфере кредитования. Причем большой бизнес уже поделен несколькими игроками из числа иностранных и крупных российских банков, и теперь борьба разворачивается за компании среднего и малого бизнеса. Кроме того, основные изменения в банковской системе в 2006 году будут связаны с завершением отбора банков в ССВ. Более жесткий надзор со стороны ЦБ и введение госгарантий будет способствовать притоку сбережений населения в банковскую систему, и активность банков в этом сегменте рынка будет расти. Кроме того, будет происходить размежевание между крупными и мелкими банками. Последние будут вынуждены демпинговать на рынке ставок по вкладам, что автоматически выведет их в зону более рискованного кредитования.

2. Банкиры давно ожидают внесения изменений в Гражданский кодекс, которые позволят вводить безотзывные вклады. Начало действия ССВ и увеличение доли депозитов населения в пассивах банков, естественно, сделало эти поправки еще более актуальными. Кроме того, сегодня банки выполняют довольно много агентских функций, контролируя выполнение клиентами валютного, таможенного и другого законодательства. Пока расходы на выполнение этих функций целиком ложатся на банки, поэтому хотелось бы видеть более внятную политику государства в этом вопросе.

АСХАТ САГДИЕВ, зампред Москоммерцбанка:

1. Российская банковская система сталкивается с недостаточностью собственного капитала. В результате в 2006 году крупнейшие банки постараются провести публичное размещение собственных акций, в первую очередь ориентируясь на иностранных инвесторов. Количество финансовых институтов будет снижаться за счет деятельности ЦБ по выявлению фиктивного капитала. Не секрет, что из 1400 банков примерно 20% имеют реальный капитал, обеспеченный деньгами и другими ликвидными активами. Ужесточение политики государства в этой области позволит вывести конкурентную борьбу на качественный уровень. Мы вряд ли увидим большой объем приобретений универсальных банков иностранными кредитными учреждениями в силу сохранения высоких бизнес-рисков. Скорее всего иностранные инвесторы будут искать возможность приобретения узкоспециализированных банков — особенно в части розничного бизнеса.

Развитию ритейла будет способствовать постепенное снижение стоимости кредита для физических лиц. При этом доля иностранных банков на данном рынке не превысит 15% из-за неразвитости их региональных сетей.

2. Самыми ожидаемыми остаются законы, которые облегчат банкам возможность привлечения капиталов на финансовых рынках. Это должны быть законы о секьюритизации всех возможных активов, дающих процентный доход: ипотека, потребительские кредиты, ссуды крупным компаниям. Также рынок нуждается в актах, регулирующих и разграничивающих специализированную деятельность банков — ипотечное и потребительское кредитование, инвестиционный банкинг и пр.

Журнал «Финанс.» № 37 (127) 10-16 октября 2005 — Банки

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.