Табачное лобби предприятий, занимающих 2/3 российского рынка, возглавляют компания Liggett-Ducat, входящая в международную Gallaher Group Plc, British American Tobacco Russia (BAT), “Балканская звезда”, “Елецкий табак” и Погарская сигаретно-сигарная фабрика. Лобби выступает единым фронтом против группы предприятий, представляющих интересы Philip Morris Products S.A. и производящих в основном дорогие марки табачной продукции. До 1 января 2003 года между двумя группами конкурентов на российском рынке особых противоречий не наблюдалось. Продукция предприятий была ориентирована главным образом на конкретный ценовой сегмент рынка. Однако с 1 января вступили в силу новые ставки акцизных сборов, которые увеличили налоговую нагрузку на производителей дорогих сигарет и ослабили фискальный режим для предприятий, выпускающих продукцию среднего и низшего ценового сегмента. Это и развело конкурентов по разные стороны акцизной “баррикады”.
В прошлом году все предприятия табачной промышленности платили так называемую специфическую ставку акциза. За тысячу сигарет без фильтра уплачивали 11,2 рубля, с фильтром – 39,4 рубля. С этого года была введена смешанная ставка, состоящая из специфической и адвалорной (процентной) составляющих. Теперь за тысячу сигарет без фильтра уплачивается 19 рублей плюс 5% от отпускной цены продукции, с фильтром – 50 рублей плюс 5%. Новую систему акцизных ставок, даже с учетом их возможного пересмотра в 2004 году, всячески поддерживают табачники, входящие в лобби Liggett-Ducat-BAT. Сторонники смешанной ставки акцизов в качестве аргументов выдвигают увеличившиеся поступления в бюджет от акцизных сборов, возможность сохранить для массового потребителя доступ к недорогим сигаретам и выработать производителям гибкую ценовую политику. Действительно, по данным Liggett-Ducat, в прошлом году 85% российских курильщиков потребляли табачную продукцию по цене от 15 рублей за пачку и ниже. По данным ассоциации “Табакпром”, в январе-мае 2003 года акцизные сборы с производителей табачной продукции принесли в бюджет 4,75 млрд рублей против 3,1 млрд за соответствующий период прошлого года.
В Liggett-Ducat считают, что последние два года на российском рынке наблюдается устойчивая тенденция к снижению доли сигарет без фильтра и увеличению потребительских предпочтений к более качественной продукции. В случае возврата к специфической системе акциза и резкого увеличения ставок цены на недорогую табачную продукцию с фильтром резко повысятся, тогда как дорогие сигареты изменятся в цене незначительно. В связи с этим потребители недорогих сигарет будут вынуждены вернуться к сигаретам без фильтра. При использовании смешанной системы акциза налоговое бремя будет распределено более равномерно, а значит, сохранится тенденция к потреблению продукции, представляющей меньше риска для здоровья.
Кроме того, табачники считают, что снижение конкурентоспособности продукции российских фабрик, вызванное большей налоговой нагрузкой на массовые марки сигарет, может привести не только к разорению мелких и средних предприятий, но и к потере рабочих мест в регионах и столице. Начальник отдела по корпоративным отношениям и взаимодействию с органами власти ЗАО “Лиггетт-Дукат” Яна Гуськова заявила журналу “Финанс.”, что “производители, представляющие более 2/3 рынка табачной продукции, поддерживают идеологию правительства, направленную на сохранение смешанной системы акцизного налогообложения”.
В конце мая производители табачной продукции среднего и низшего ценового сегмента опубликовали в ведущих СМИ “открытое письмо” в поддержку новой системы акцизных ставок. Документ подписали руководители 24 столичных и региональных предприятий. Однако ответной реакции на публичный демарш со стороны представителей Philip Morris Products S.A. или правительства не последовало. Видимо поэтому в последнем пресс-релизе “клуба курильщиков” Liggett-Ducat компании апеллировали к членам Федерального Собрания, которым предстоит в скором времени пересматривать табачные акцизы на будущий год. Впрочем, заместитель министра по налогам и сборам Борис Король считает, что иностранцы, представляющие интересы крупнейших табачных компаний, не уйдут из России и в том случае, если ставки акцизов увеличат в три раза. Даже при утроенных ставках акциза табачный бизнес останется привлекательным для зарубежных инвесторов.
Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) – Экономика
Александр Кривцов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.