«В деньгах», «на деньгах» и во времени

Как вы думаете, можно ли увеличить свой торговый счет в 25 раз всего за три месяца? Нет? Ошибаетесь! Еще как можно. Один знакомый корреспонденту «Ф.» биржевой игрок доказал это личным опытом на собственном счете, не виртуальном, а вполне реальном, с которого регулярно снимает «живые» деньги. Ему повезло? Да, но лишь отчасти. Прежде чем так лихо заработать, трейдер провел не один горячий сезон на фондовом рынке, пройдя огонь и воду. Сейчас он оставил торговлю акциями и полностью переключился на производные инструменты. Зарабатывает себе на хлеб (иногда с икрой), торгуя фьючерсами и опционами.

Подробно о фьючерсах «Ф.» уже писал (№ 30). Но в двух словах напомним. Покупая фьючерс, вы обязуетесь приобрести в будущем определенное количество базового актива по заранее оговоренной цене. Продажа фьючерса – операция обратная, вы соглашаетесь поставить актив на известных условиях. При работе с такими контрактами вносится не полная их стоимость, а гарантийное обеспечение – в результате получается механизм, схожий с кредитным плечом при торговле на спот-рынке. А плечо-то зачастую и губит неопытных, но жадных игроков.

Неожиданная удача. Опцион же, наоборот, снижает риск потери вложенной суммы. Таковы конструктивные особенности. В отличие от фьючерса этот инструмент представляет собой не обязательство, а право купить или продать определенный актив по заранее оговоренной цене. Впрочем, предоставляется оно только держателю (покупателю) опцио­на. То есть, если рынок идет в сторону от покупателя, от исполнения контракта можно отказаться. Продавец же таких преимуществ не имеет – он вынужден выполнять обязательства вне зависимости от собственного желания, за что получает премию.

Опционы различаются по «направленности» сделки. Так, если инвестор ожидает снижения стоимости базового актива, он приобретает опцион пут, дающий право продать базовый актив. Опцион колл, наоборот, предоставляет возможность купить актив по цене, оговоренной в момент заключения сделки. Один из ключевых параметров инструмента – цена исполнения, или страйк (от англ. strike – удар, неожиданная удача). В зависимости от соотношения страйка и цены на спот-рынке различают несколько «агрегатных состояний» опционов: «в день­гах» (in-the-money), «вне денег» (out-of-the-money) и «на деньгах» (at-the-money). Так, в переводе с профессионального жаргона фраза «опцион колл находится «в деньгах» на 15%» означает, что цена исполнения контракта ниже цены базового актива на те же 15%. Для опциона пут все строго наоборот. Кстати, разница между этими ценовыми показателями (страйком и стоимостью базового актива или наоборот – в зависимости от «направленности» опциона) называется внутренней стоимостью. Если она отрицательна, про такой контракт говорят «вне денег», равна нулю – «на деньгах».

«Наиболее активно торгуются опционы ”вне денег”», – рассказывает гендиректор аналитического агентства «Дериватив Эксперт» Илья Ефимчук. К примеру, возьмем опцион на фьючерс «Газпрома» – один из самых популярных в Forts. Декабрьский фьючерсный контракт стоит примерно 29,9 тыс. рублей (во фьючерс «заложено» 100 акций газового монополиста). Следовательно, если расчеты или интуиция подсказывают инвестору, что базовый контракт будет дешеветь, он приобретет пут, предположим, со страйком 27 тыс. рублей. Конечно, хотелось бы видеть цену исполнения на уровне 30 тыс. или даже 31 тыс. рублей, но тогда и стоимость самого опциона будет иной. Продавцы ведь не благотворители. Они, обязанные поставить или купить базовый актив, живут на премию, размер которой зависит не только от страйка и стоимости базового актива, но и от волатильности, срока, оставшегося до экспирации (то есть до истечения действия), и процентной ставки, которые в совокупности формируют так называемую временную стоимость.

Робот-убийца. Расчет премии по опциону, впрочем, как и сама торговля деривативами, дело непростое. Сегодня из всего множества формул ценообразования можно выделить два самых популярных подхода: модель Кокса-Росса-Рубинштейна и модель Блэка-Шоулза. Но изучить формулы мало. На срочном рынке действуют все те же законы спроса и предложения. А значит, с одной стороны, надо предложить продавцу приемлемую для него премию, с другой – постараться не переплатить, увеличив возможную прибыль. Нельзя забывать и о пресловутом человеческом факторе. Ошибки трейдеров при выставлении заявок жестоко караются рынком. Среди участников давно ходит предание о спекулянте, чей торговый робот как раз и отыскивает такие ошибки. К примеру, в середине сентября его жертвой стал трейдер одной из крупнейших инвесткомпаний, перепутавший в форме поля «объем» и «цена». Помимо «автоматчика» ситуацией воспользовался еще один профучастник. Вдвоем они «обидели» продавца на $3,75 млн. Однако ситуа­цию удалось урегулировать. «На следующей после инцидента неделе в реестре внесистемных сделок прошли несколько транзакций, свидетельствующие о том, что покупатели вернули практически все «случайно» заработанное. В результате ошибка сотрудника обошлась инвест­компании «всего лишь» в $100 тыс.», – рассказал «Ф.» Илья Ефимчук.

Срочный рынок никогда не бывает спокойным. Колебания цены опциона могут доходить до нескольких десятков процентов в день. «Цена опциона пут на фьючерс на акции «Лукойла» 6 сентября была 800 рублей, а с утра 7 сентября уже около 1,4 тыс. рублей», – приводит пример аналитик РТС Андрей Лоскутов. В чем причина 75-процентного роста? Напомним: премия зависит от многих факторов, один из ключевых – цена базового актива. Поэтому в случае, если опцион пут находится «в деньгах», то премия, на которую согласится продавец, будет не ниже внутренней стоимости опциона. Следовательно, при дальнейшем снижении цены базового актива премия опциона пут будет возрастать. «В случае, когда опцион находится «в деньгах», покупателю выгодно его продать, а не исполнять, – советует Илья Ефимчук. – Ведь тогда трейдер получит не только внутреннюю, но еще и временную стоимость опциона, а доходность операции может составить десятки процентов».

Не забывайте свои деньги! В Forts торгуются опционы (и колл, и пут) с окончанием срока действия за два месяца, месяц и за два дня до исполнения базового актива (фьючерса). Но не обязательно выжидать эти сроки. Дело в том, что в Forts оперируют с так называемыми американскими опционами. Покупатель контракта вправе потребовать исполнения в любой момент его обращения. Технически это происходит следующим образом. Инвестор подает заявку брокеру на исполнение опциона, после чего на счет зачисляется базовый актив. Если исполняется опцион колл, открывается длинная позиция по фьючерсу, лежащему в его основе, пут – короткая. Далее можно зафиксировать прибыль, закрыв соответствующую позицию. Стоит помнить, что опционы «в деньгах» автоматически не исполняются. Даже если подошел к концу срок их обращения, все равно придется подавать заявку. Забывчивость сулит потерю денег.

Стратегии. «Считается, что рынок производных инструментов – это рынок рисков. Но опционы позволяют при известном уровне потерь получить неограниченную прибыль», – рассуждает Андрей Лоскутов. Ведь покупатель опциона имеет право отказаться от его исполнения, в этом случае он теряет только уплаченную премию. Стратегий множество. Например, управляющие зачастую приобретают опционы пут, чей базовый актив – фьючерсный контракт на индекс РТС. Это помогает застраховаться от резкого падения всего фондового рынка.

Есть и «внутренние» стратегии, без выхода на спот-рынок. Взять к примеру «стрэддл» – одновременную покупку опционов пут и колл с одинаковым страйком и сроком обращения. Преимущество подобной техники в пониженном риске – заработать можно и при росте, и при падении рынка. Правда, для этого стоимость базового актива должна либо превысить сумму страйка и «чистой» премии (цена обоих опционов), либо упасть ниже цены исполнения за вычетом уплаченных премий.

В ожидании несильного роста вполне можно испробовать «вертикальный бычий спрэд», то есть купить и продать колл-опционы на один и тот же базовый актив, с одинаковым сроком обращения, но разными страйками. Причем цена исполнения купленного колл-опцио­на должна быть ниже, чем у проданного. Убыток по такой стратегии ограничен разницей между стоимостью покупки и продажи, но и прибыль не превысит разницу между страйками за вычетом «чистой» премии. Вообще же стратегий, ограничивающих риск, не один десяток.

Объем рынка опционов в Forts в 2006 г.

МесяцОбъем торгов

млн руб.контрактов, тыс.

Январь9631492

Февраль13 219658

Март20 958945

Апрель24 160953

Май34 6171304

Июнь27 018901

Июль10 541370

Август17 187569

Сентябрь30 191830

Размытая ликвидность

На один базовый актив (в Forts это фьючерс) приходится более десяти опционов колл и пут с одинаковым сроком обращения, но с разными страйками. Такой большой выбор размывает ликвидность – иногда игроки не в состоя­нии найти покупателя на нужный им страйк. Поддер­живать ликвидность на срочном рынке призваны маркетмейкеры. «Но в моменты сильных и непонятных движений можно увидеть, как быстро исчезают в стакане заявки, выставленные ими», – сетует Андрей Лоскутов.

Слово дериватив (derivatio лат. – отведение, отклонение) используется не только в финансах, но и в лингвистике, химии, физике, других науках. Так, один из переводов английского derivative – эволюционный. И все же в контексте срочного рынка наиболее адекватным переводом будет слово «производный».

Обороты по опционам в январе–сентябре 2006 г.Базовый актив опционаЧисло сделокОборот

контрактов, тыс.млн руб.

Фьючерс на акции РАО «ЕЭС России»53 6372 79551 457

Фьючерс на акции «Газпрома»20 0761 86350 283

Фьючерс на индекс РТС11 28356547 250

Фьючерс на акции «Лукойла»17 1861 49832 515

Фьючерс на акции «Ростелекома»2 3601481 498

Фьючерс на курс рубль–доллар614123

ПЛОЩАДКА

Место встречи

Для частного инвестора наи­более удобной площадкой для торговли производными инст­рументами остается Forts.

Доступ сюда получить не трудно – достаточно открыть счет у брокера. Сегодня в Forts торгуются американские опционы на шесть фьючерсов: на акции «Газ­прома», «Лукойла», РАО «ЕЭС России», «Ростелекома», индекс РТС и курс рубль–доллар. Комиссия биржи (да и брокера тоже) при торговле деривативами гораздо ниже, чем на спот-рынке. Например, за сделку (купля и продажа) с опцио­ном на фьючерс, базовый актив которого акции РАО «ЕЭС России», биржа просит всего 2 рубля. Если же позиции открываются и закрываются внутри дня, комиссия снижается вдвое.

Журнал «Финанс.» № 40 (177) 16-22 октября 2006 г. — Инвестиции
Кирилл Айзин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.