МИХАИЛ КАСЬЯНОВ, премьер-министр России, сделал полезное дело. Издержки компаний, желающих публично разместить ценные бумаги, в следующем году значительно снизятся. Причем произойдет это по чистой случайности. Дело было так. На заседании правительства 11 ноября председатель ФКЦБ Игорь Костиков долго и упорно рассказывал о том, как налог на эмиссию ценных бумаг в размере 0,8% тормозит выход эмитентов на фондовый рынок.
Вице-премьер Борис Алешин спросил у него: «А сколько вообще стоит зарегистрировать эмиссию в ФКЦБ?» Игорь Костиков в ответ замялся и сделал вид, что не знает. Тут в дело вмешался председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский: «Зато я знаю. 5% от объема эмиссии берет финконсультант, так что снижение налога на эмиссию значительной роли не сыграет».
Парламентарий, конечно, слукавил, назвав верхнюю планку стоимости услуг финконсультантов (при крупных эмиссиях они берут менее 1%, но низкие процентные ставки делают и эту сумму очень ощутимой). Однако именно таким образом удалось привлечь к проблеме внимание Михаила Касьянова, видимо только на заседании узнавшего о действующей практике (см. стр. 49, 56). Премьер спросил: «А что, финконсультант-обязательный элемент?», и поехало…
Кончилось тем, что ФКЦБ и Минэкономразвития получили указание в недельный срок представить предложения по отмене обязательности привлечения финансового консультанта компаниями, которые проводят публичные эмиссии. Представители ФКЦБ вяло заявили, что на рынке нет другого механизма отслеживания правильности раскрытия информации. Им никто на это даже отвечать не стал, хотя аргументы для ответа есть железобетонные: «А сам аппарат ФКЦБ и угроза уголовной ответственности для менеджеров на что?»
Отмена «налога финконсультантам», безусловно, положительный момент, так же как и грядущее снижение налога на эмиссии ценных бумаг с 0,8 до 0,2% от номинального объема выпуска. Вполне возможно, что налог будет снижен с апреля 2004 года.
В остальных вопросах «судьбоносное» заседание правительства принесло мало конкретных результатов. Чиновники только поняли, что существующую систему регулирования финансового рынка надо менять-сейчас разные сегменты рынка, зачастую смежные, регулируют ЦБ, ФКЦБ, Минфин, Комиссия по товарным биржам при МАП, Инспекция НПФ при Минтруде. Подобная историческая глупость рано или поздно должна быть исправлена.
В МЭРТ сходятся на том, что для начала надо сделать ФКЦБ именно коллегиальным органом (сейчас решения может принимать единолично председатель комиссии). В ближайшие дни министерство подготовит предложения по расширению «коллегиальности» ФКЦБ.
А вопрос о создании «мегарегулятора» финансовых рынков пока откладывается на начало 2004 года. Правительство предписало МЭРТ, Минфину, ФКЦБ «с участием заинтересованных (!) федеральных органов исполнительной власти и Банка России» проработать вопрос о создании единого органа по регулированию финансовых рынков и до 1 февраля 2004 года об этом доложить. Интересно, что предложения по целесообразности участия ЦБ в уставном капитале ММВБ те же действующие лица должны представить на десять дней раньше-20 января (см. стр. 32).
Значительные сроки для мыслительной работы еще не гарантируют того, что будет придумано нечто путное. Практика показывает, что правильные решения российское правительство склонно принимать быстро и по чистой случайности. Об этом говорит безусловно полезная отмена обязательности финконсультирования. Впрочем, не менее важным обстоятельством могло оказаться то, что в окружении Михаила Касьянова нет дружественного финансового консультанта (банки такой статус от ФКЦБ получить не могли).
Журнал «Финанс.» № 36 (17-23 ноябрь 2003) — Дорогие товарищи
Олег АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.