Игра по новым правилам

Последние два с половиной года были для швейцарских банков не самыми легкими. Главной проблемой стал спад на мировых финансовых рынках. Так, в прошлом году суммарная стоимость ценных бумаг, входящих в портфели швейцарских банков, упала более чем на 13%, а прибыль от операций с ними сократилась на 16%. Снизились доходы и из других источников, в результате чего суммарная чистая прибыль банков упала примерно на 5%. Почти каждый седьмой банк в Швейцарии закончил 2002 год с убытком, общая сумма потерь достигла 2,6 млрд швейцарских франков. Для сравнения: в 2001 году — также неудачном для индустрии — размер убытков был в 3 раза меньше, а доля убыточных банков составляла примерно 10%. За 2002 год банки сократили почти 2,5 тыс. рабочих мест только в швейцарских отделениях.

Не стали исключением и два международных гиганта, базирующихся в Швейцарии, — UBS и Credit Suisse. Чистая прибыль UBS в прошлом году упала до 5,5 млрд франков (по сравнению с 6,3 млрд франков в 2001 году), а рыночная капитализация снизилась на треть. Еще менее удачно год сложился для Credit Suisse: финансовая группа в целом понесла рекордные среди европейских банков убытки в размере 3,3 млрд франков, а ее рыночная капитализация рухнула почти в 2,3 раза.

Проблем стало больше. Немало досаждали швейцарским банкам FATF и ОЭСР, а также власти ЕС. Швейцарскую банковскую систему винят в недостаточном противодействии отмыванию «грязных» денег (FATF), a также во вредоносной налоговой конкуренции (ЕС и ОЭСР). С конца 90-х годов швейцарское банковское сообщество постепенно совершенствовало систему «противоотмывочных» мер (о последних нововведениях «Финанс.» рассказал в № 18). И хотя швейцарские банки по-прежнему остаются одними из самых «молчаливых», пресловутая банковская тайна впервые за несколько столетий перестала рассматриваться как нечто незыблемое.

Что касается обвинений в укрывании доходов иностранцев от налогов, то на этом фронте наступление на «гномов» было особенно активным. Швейцарские банкиры наотрез отказываются выдавать иностранным госорганам информацию о счетах иностранных клиентов (если последние не подозреваются в преступной деятельности). Однако похоже, что политическое давление вскоре сделает свое дело: швейцарцы уже заявили о готовности пойти на уступки властям ЕС. Вместо обмена информацией с налоговыми органами стран ЕС Швейцария обещает ввести налог на процентные доходы европейских клиентов. Правда, стороны до сих пор не согласовали ни конкретные сроки, ни механизм налогообложения (тут следует вспомнить, что по многим видам вкладов в швейцарских банках процентная ставка вообще не устанавливается).

Усиление регулирования вредит банкам не только потому, что оно настораживает нынешних и потенциальных клиентов. Выполнение новых требований означает для банков дополнительное привлечение специалистов (например, юристов и экспертов в области информационных технологий). Если для крупных банков увеличение расходов на оплату их работы не слишком ощутимо, то небольшие банки воспринимают груз новых издержек болезненно.

Еще один удар нанесли швейцарским банкам власти Италии. В результате объявленной ими в прошлом году налоговой амнистии из Швейцарии «утекло» примерно 30 млрд евро, размещенных итальянскими вкладчиками. Сейчас над банками нависла новая угроза: в Германии также строят планы налоговой амнистии в следующем году. В Берлине рассчитывают на репатриацию от 5 до 10 млрд евро из 300 млрд евро, лежащих на счетах в банках различных стран. Правда, швейцарские банкиры уповают на то, что высокие штрафы, которые владельцы репатриированных капиталов должны будут заплатить за прощение (от 25 до 35% от суммы активов), приведут к провалу налоговой амнистии. Трения с властями европейских стран представляют большую проблему для Швейцарии еще и потому, что именно на европейских клиентов приходится львиная доля всех вкладов иностранных клиентов: по оценкам IBM Business Consulting, — от 55 до 60%.

В довершение всех неприятностей в последние годы стало расти значение конкурирующих центров частно-банковских услуг, таких как Сингапур, Гонконг и Дубаи. Миллиардеры Восточной Азии, а в последние годы и Китая, и арабские нефтяные бароны — лакомый кусок для частных банков. Тысячи состоятельных бизнесменов из стран Востока передают банкам в доверительное управление состояния от $1 млн. И все чаще их выбор делается в пользу находящихся под боком финансовых центров. На банки в азиатских странах (включая Японию) уже сейчас приходится примерно 30% мирового рынка частно-банковских услуг.

Равнение на лидеров. Поток проблем захлестнул все без исключения группы банков. Крупные игроки, давно перешагнувшие национальные рамки, а также их международные конкуренты, присутствующие на швейцарском рынке, находятся в относительно выигрышном положении. Дело не только в экономии на масштабе, диверсификации услуг и операций и мощных технологических ресурсах. Гиганты могут позволить себе инвестиции в любой стране или регионе с благоприятной конъюнктурой и мягким регулированием (например, большинство крупнейших банков уже присутствуют на быстро растущих азиатских рынках). По этой же причине проблема оттока капитала в результате налоговых амнистий для них не стоит столь остро. Немецкий капитал, репатриированный со счета в швейцарском отделении UBS c большой долей вероятности окажется в одном из отделений того же UBS в Германии.

Руководству Credit Suisse пришлось действовать куда более решительно. Гигантские убытки по итогам прошлого года заставили его провести реорганизацию бизнеса, в результате которой было уволено 9 тыс. сотрудников и распродано активов на сумму более $5 млрд. Болезненные преобразования тем не менее дали отличные результаты: во втором квартале нынешнего года финансовая группа получила прибыль в размере 1,3 млрд франков (примерно $960 млн). Результаты превысили прогнозы аналитиков почти в 2 раза. Курс акций Credit Suisse за второй квартал поднялся на 52%, совершив рекордный скачок за более чем 10 лет.

Успехи Credit Suisse стали не первым сигналом постепенного выздоровления отрасли. Статистика Швейцарского национального банка показывает, что в апреле-мае нынешнего года объем клиентских активов, управляемых швейцарскими банками, начал расти. До этого активы снижались два года подряд (см. диаграммы). Все надежды швейцарских банкиров сейчас связаны с долгожданным оживлением американских и европейских фондовых рынков и выходом национальных экономик из кризиса.

Время укрупняться. Гораздо более серьезные перемены затронут слой средних и небольших банков. Новые проблемы способствуют ускорению процесса консолидации отрасли, начавшегося в 90-е годы. Согласно данным Standard & Poor’s, c 1990 года число швейцарских банков сократилось почти вдвое, а филиалов стало почти на 2 тыс. меньше. И все же число игроков все еще очень велико: более 300 банков, подавляющее большинство из них — мелкие. Причем даже доля UBS — крупнейшего банка на рынке управления состояниями — равна всего лишь 3% мирового рынка.

Слияния и поглощения затрагивают довольно крупных игроков швейцарского рынка. Например, EFG Private Bank (Цюрих), один из крупнейших банков Швейцарии, принадлежащий известной греческой семье мультимиллиардеров Лацис, объявил о слиянии с Banque Edouard Constant (Женева). Интерес к швейцарскому рынку проявляют и за рубежом. Так, финансовая группа LTG, контролируемая королевской семьей Лихтенштейна, приобрела компанию STG, управляющую активами на сумму 7 млрд франков. А банк Societe Generale of France в июне купил контрольный пакет акций Compagnie Bancaire Geneve. Впрочем, у многих мелких банков, работающих всего на нескольких крупных клиентов, как ни странно, есть вполне реальные шансы выжить. Как отмечают исследователи, для этого им придется отдать на аутсорсинг все непрофильные виды деятельности (такие как трейдинг, ИКТ, исследования рынков), сконцентрировав свои усилия на размещении активов и непосредственной работе с клиентами.

По мнению аналитиков Standard & Poor’s, процесс консолидации затронет даже кантональные банки, хотя по закону они не могут участвовать в слияниях. Наиболее вероятно заключение между ними альянсов в таких сферах, как осуществление платежей, информационные технологии и т. п.

Журнал «Финанс.» № 24 (25-31 август 2003) — Швейцария
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.