Класс дармоедов

Комфортный отдых в Подмосковье, мне кажется, ничуть не хуже, чем в Турции или Египте. Именно отдых, я не имею в виду сбор впечатлений. По деньгам, кстати, выходит примерно одинаково. Номера и услуги в России подороже, зато на перелет тратиться не надо. Нет моря и прохладно? Что ж, у каждого свои представления об «удобном» климате.

А перелеты сильно утомляют. Наверное, поэтому я до сих пор не побывал на Камчатке и вряд ли в ближайшее время соберусь в Штаты. Тем временем страна – производитель долларовых банкнот становится все более «туристоориентированной». Опять-таки из-за ослабления собственной валюты. Зарабатывать деньги здесь, а тратить там – очень правильный с финансовой точки зрения подход. Да и власти американские на туристов стали по-доброму смотреть, визовый режим ослабили. Уж не собираются ли они смягчить миграционную политику? Такой поворот событий напряжет не только «коренных» американцев, но и лично меня. Боюсь потерять хороших знакомых, друзей, которые давно уже размышляют то в шутку, то всерьез об отбытии с Родины. Диссиденты? Нет. Прагматики. Впечатлительные прагматики. У некоторых изучение зарубежных рынков недвижимости стало почти хобби. «Дом с двумя спальнями во Флориде по цене сарая в Подмосковье, как тебе?!» – восхищаются они.

Сказать, что в России дорогое жилье – не сказать ничего. «Трехкомнатная квартира в Москве» звучит гордо лишь до тех пор, пока ты не вошел в нее. Не берем бизнес- или премиум-класс, глянем массовый продукт – «трешки» в брежневских девятиэтажках. «Кухня» – 6 «квадратов», «спальни» – 9 и 12 соответственно, «зал» – 16. Коммуникации старые, внешний вид убогий. Но просят за все это «удовольствие» $350 тыс.

— Я, квалифицированный стоматолог с немаленькой зарплатой, могу позволить себе квартиру в лучшем случае такого же качества, что ночлежка в Европе, – разговор с новым знакомым Петром в баре отеля очень быстро свелся к вечному вопросу. – Паковать чемоданы надо. Моих сбережений «здесь» уже хватает, чтобы купить приличный дом «там».

– А как с работой?

– Там сладкое тоннами поглощают, стоматолог без работы не останется. И, в конце концов, даже если не получится с лицензией и практикой, можно в таксисты податься. Жилье нормальное есть – это главное. А где-нибудь в Латинской Америке я и фазендой обзаведусь, и денег на жизнь рантье хватит.

– Ну там же криминал, коррупция…

– А здесь всего этого нет?! Наша страна совсем не приспособлена для среднего класса. С одной стороны, коррупция поднимает цены на коммерческие «метры», с другой – до сих пор существует их бесплатная раздача. Я понимаю: есть определенные категории граждан, которые в принципе не могут позволить себе покупку квартиры, например инвалиды. Ну так выдавайте им социальное жилье в пожизненное владение. Но не в собственность! Собственность – плод труда собственника! А у нас ведь целые очереди за халявой выстроили из здоровых, вполне трудоспособных людей. Прописываются десятками в одной квартире, а потом ждут бесплатного «улучшения жилищных условий». Пытались запретить приватизацию социальных квартир. Нет, опять разрешают. Появляется целый класс дармоедов, которым по две-три, а то и четыре квартиры достались «абсолютно бесплатно» и теперь они живут без работы, но в шоколаде. Отсюда ни малейшего уважения к частной собственности.

– Да тебя, Петр, похоже, кто-то обидел…

– Если честно, приехал сюда нервы успокоить. Представляешь, Рублёв, пару недель назад подвозил коллегу, и прям из окна его девятиэтажки какие-то подонки не то из рогатки, не то из чего-то еще по моей машине стрельнули. Два раза. Вмятины, сколы. Но обидно другое. Граждане милиционеры, которых я вызвал, даже не удосужились подняться в квартиру, откуда «велся огонь», а я ведь ее засек. Вы, дескать, все равно ничего не докажете, к тому же, скорее всего, это дети резвились – с ними ничего не сделаешь. Я им: «Да я не крови и отмщения жажду. Детям достаточно увидеть дяденьку милиционера, чтобы к окну больше не подходить. Если взрослые, то поговорите с ними по-взрослому. Вы разве не понимаете, что теперь вам по этому адресу частенько приезжать придется, сначала «по мелочи», а потом кому-нибудь на голову кирпич упадет?!» Они мне: «Зачем вы волнуетесь? У вас же машина застрахована. Поехали с нами, оформим справки и всего дел-то. По вызовам разъезжаем мы, а не вы». Вот так! Люди, охраняющие закон, не осознают элементарного: ничто так не провоцирует преступление, как безнаказанность. Мне становится страшно и беспокойно.

Журнал «Финанс.» №16 (251) 21 апреля — 27 апреля 2008 —

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.