Пролетая над биржей

Казанский вертолетный завод (КВЗ) – крупнейший в России производитель и экспортер универсальных вертолетов Ми-8/Ми-17. Львиная доля «вертушек» – 90% уходит на экспорт. Всего доля КВЗ в поставках российских вертолетов на внешний рынок составляет 30%. Основной регион сбыта продукции завода – Юго-Восточная Азия. По мнению аналитика «Антанты Капитал» Ильи Макарова, дальнейшее продвижение на этом рынке и будет одним из основных драйверов роста КВЗ. Положение завода на рынке довольно устойчивое – у предприятия самый большой портфель заказов в российском вертолетостроении, что позволяет ему неплохо зарабатывать на сервисном обслуживании, ремонте и модернизации.

В единстве – сила. Для реформирования отрасли государство через ОПК «Оборонпром» де-факто уже создало вертолетостроительный холдинг. Положительный момент для Казанского вертолетного завода заключается в устранении ценовой конкуренции с Улан-Удэнским авиационным заводом. Тем не менее аналитик банка «Траст» Евгений Шаго считает, что выгоды от слияния для КВЗ не очевидны. «Это единственное предприятие сектора, для которого объединение с остальными вертолетными заводами нежелательно и ведет к потере конкурентных преимуществ», – уверен эксперт. Напротив, Василий Конузин из ИФК «Алемар» говорит о выгодности интеграции в структуру «Оборонпрома»: «Доля, которую получил казанский завод в «Оборонпроме», на тот момент казалась явно завышенной». В 2005 году Республика Татарстан обменяла 29,9% акций КВЗ на 15,07% новых акций «Оборонпрома». КВЗ был оценен в $90,9 млн – в 2,4 раза выше улан-удэнского конкурента.

Госкорпорация планирует увеличить свою долю в КВЗ: «У нас есть договоренность с руководством компании по приобретению пакета акций, необходимого для контроля, – сообщил «Ф.» представитель «Оборонпрома». – Конкретная процедура – обмен или выкуп – сейчас обсуждается. Мы планируем завершить переговоры в конце 2006 – начале 2007 года». В таком случае возможно слияние производителей вертолетов. Здесь аналитики отмечают риск несправедливых коэффициентов обмена для миноритарных акционеров. Или же миноритарии не смогут ощутить все преимущества консолидации, если «Оборонпром» вообще откажется от перехода на единую акцию. «Тем не менее основной драйвер акций КВЗ – формирование единого холдинга на базе «Оборонпрома» и его IPO, – говорит ведущий аналитик «Алора» Евгений Мошонкин. – Я бы рекомендовал инвестировать в КВЗ с перспективой на 2–3 года».

Отличительная особенность Казанского завода по сравнению с другими предприятиями отрасли – наличие собственных разработок, проведенных в постсоветский период. Это легкий вертолет «Актай» и средний «Ансат», а также тяжелый Ми-38, разработанный совместно с франко-германской компанией Eurocopter. До 2015 года спрос на Ми-38 только внутри России может составить около 300 машин общей стоимостью $1–1,5 млрд. Производство вертолета планируется запустить в 2007 году. Неплохие перспективы есть и у «Ансата». Но в сегменте средних вертолетов велика конкуренция с европейскими и американскими производителями, такими как Bell, Sikorsky и Eurocopter. Причем иностранные вертолеты обладают сходными характеристиками. Главное конкурентное преимущество российской машины, как обычно, заключается в ее стоимости. Здесь существует риск того, удастся ли менеджменту КВЗ удержать рост себестоимости производства «Ансатов» без особого ущерба для прибыльности.

Перелом тренда. Выручка Казанского вертолетного завода в 2005 году составила 6 млрд рублей, оставшись примерно на уровне 2004 года (5,7 млрд рублей). Все дело в ориентированности завода на экспорт и продолжающемся укреплении рубля. Потому что выручка в долларовом выражении увеличилась на 9% до $211,7 млн. Чистая прибыль КВЗ по итогам 2005 года снизилась на 17% до 163,3 млн рублей ($5,3 млн). Причина ухудшения рентабельности до 3% заключается в увеличении платежей в бюджет по налогу на прибыль, расходов на благотворительные цели, а также налоговых и административных штрафов. Однако в 2006 году менеджменту удалось переломить негативные тенденции. Выручка КВЗ за девять месяцев увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 26% до 4,895 млрд рублей. Чистая прибыль выросла более чем в два раза до 375,6 млн рублей, рентабельность составила 8%.

Дальнейший рост финансовых показателей Казанского завода зависит от развития «Оборонпрома». По прогнозу руководства ОПК, в период 2005–2008 годов выручка вертолетного холдинга увеличится с $600 млн до $1 млрд. Рост станет возможным после увеличения гособоронзаказа. «До 2008 года включительно выручка КВЗ скорее всего будет в районе $250–270 млн, чистая прибыль – $15–25 млн», – прогнозирует Евгений Шаго. К 2010 году руководство завода планирует увеличить выручку до $300 млн в год, что на 42% больше, чем в 2005 году. Ожидается, что в общем объеме реализованной продукции доля от реализации вертолета «Ансат» составит $30–40 млн, Ми-38 – $70–100 млн, различных модификаций Ми-17 – $120–150 млн. КВЗ предполагает расти главным образом за счет внутреннего рынка. По прогнозам экспертов, к 2015 году Казанский завод будет продавать в России до половины производимой техники.

Оценка. С начала 2006 года с акциями Казанского вертолетного завода было заключено 68 сделок суммарным объемом $2,2 млн. Торги проходят регулярно, что свидетельствует о неплохой ликвидности бумаг КВЗ. С начала года они подорожали почти на треть до $1,53. Невысокий для второго эшелона спрэд бумаг Казанского вертолетного завода (7%) говорит о приемлемом уровне ликвидности. После роста капитализации, исходя из мультипликаторов, инвесторы оценивают КВЗ на уровне с иностранными производителями. Коэффициент P/S (капитализация к выручке) завода равен 1,2. Для вертолетостроителей из развитых стран этот показатель составляет 1,4. EV/EBITDA (стоимость компании к прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений) КВЗ равен 10,2. Для иностранцев этот коэффициент – 10,8. Однако аналитики считают, что бумаги КВЗ еще не исчерпали своего потенциала, ведь завод активно развивается и может рассчитывать на значительное увеличение гособоронзаказа. «В 2008–2009 годах можно реально ожидать всплеска с точки зрения эффективности», – прогнозирует аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.

Портрет эмитентаКомпания:ОАО «Казанский вертолетный завод»Специализация: авиастроениеОсновные акционеры: Менеджмент – 33%, ОПК «Оборонпром» — 29,9%Генеральный директор: Александр ЛаврентьевПлощадка: РТСКапитализация на 22.11.2006: $235,8 млнКоличество акций: 154,1 млн Выручка:5 989 млн рублейЧистая прибыль:163 млн рублей

Финансовые данные по РСБУ за 2005 год

 

Рекомендации аналитиков

Инвестиционная компания/банк

Аналитик

Целевая цена, $

Потенциал роста, %

Рекомендация

Траст

Евгений Шаго

1,70

11

Держать

Промсвязьбанк

Оксана Максимович

1,75

14

Держать

Алор

Евгений Мошонкин

1,75

14

Покупать

Антанта-Капитал

Илья Макаров

1,80

18

Покупать

ИФК Алемар

Василий Конузин

1,80

18

Спекулятивно покупать

Совлинк

Николай Саперов

1,81

18

Держать

Ренессанс Капитал

Марина Алексеенкова

1,94

27

Покупать

ИФК Солид

Игорь Нуждин

2,60

70

Покупать

Консенсус-прогноз

1,89

24

Цена на 22.11.06

1,53

Журнал «Финанс.» №46 (183) 27 ноября – 3 декабря, 2006 — Акции
Леонид Хомерики

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.