«На нашем табло открыто десять букв «ГОЛИКТРУДО». Отгадайте слово, пришлите ответ sms-сообщением или позвоните, и вы получите шанс победить в нашем конкурсе и выиграть 100 тыс. рублей. Неужели в это детское время все спят? Позвоните мне хоть кто-нибудь», – настойчиво уговаривает зрителей ведущая ночной телевикторины, на протяжении всего эфира подтягивающая спадающую лямку платья, улыбаясь, надувая губы и эмоционально переживая за двух неверно ответивших телезрителей. «У зрителя создается впечатление, что все вокруг спят и он один смотрит эту викторину. А после двух неответивших он еще и перестает отдавать себе отчет в том, что вопросы довольно простые, думает, что все вокруг дураки, и отправляет sms», – описывают механизм шоу психологи. При этом само задание очень простое, ответить на него сможет человек с незаконченным средним образованием.
Доллар миллион бережет. Интерактивную телепродукцию предлагают сейчас сразу несколько каналов: «Деньги по вызову» на Рен-ТВ, «Ночные игры» на ТНТ, «Лови удачу» на MTV и «Ночной клуб» на ДТВ. Но все это лишь часть рынка подобных услуг, который аналитики оценивают в $97 млн. «В эту категорию входят и полностью интерактивные телепроекты, и «сервисы», дополняющие обычные передачи (sms-голосования, чаты). При этом более 80% рынка приходится именно на стопроцентно интерактивные телевизионные форматы», – рассказывает аналитик консалтинговой компании J’son & Partners Татьяна Стародубцева.
«В схеме работы таких телепередач задействовано много сторон. Зритель, отправляющий sms или звонящий. Оператор сотовой связи, обслуживающий этот трафик. Телеканал, предоставляющий свое эфирное время. Производитель телепередач, разрабатывающий контент. И наконец, контент-провайдер, выступающий связующим звеном между оператором и каналом», – описывает цепочку старший консультант компании IKS Consulting Маргарита Зобнина. По ее словам, операторы сотовой связи забирают себе около 40% «входящих» денег, примерно 10% получает контент-провайдер, а остальное делят канал и телепроизводитель. «Не так давно в прессе промелькнуло сообщение, что ТНТ зарабатывает на мобильных сервисах $3 млн, – припоминает Татьяна Стародубцева. – На самом деле зрители заплатили примерно в два раза больше. Просто часть суммы осталась у оператора сотовой связи и сервис-провайдера». «Точный размер прибыли канала является коммерческой тайной», – наотрез отказывается разглашать информацию руководитель службы по связям с общественностью ТНТ Марина Богданова. Ее коллеги столь же скупы на комментарии. «Наши «Деньги по вызову», безусловно, коммерческий проект», –говорит руководитель пресс-службы телеканала Рен-ТВ Антон Назаров, также отказавшийся назвать сумму зарабатываемых программой денег.
Примечательно, что на центральных телеканалах интерактивные викторины не встретишь – разве что sms-голосования. «У них слишком дорогое эфирное время. Тот же «Первый» куда больше заработает на рекламодателях, чем на телевикторинах», – отмечает Маргарита Зобнина. «Недавние изменения в законодательстве о рекламе, которые серьезно ограничили ее объем, заставили телеканалы искать новые источники заработка. Ими как раз и стали интерактивные форматы, не идущие в зачет рекламного времени», – рассуждает Татьяна Стародубцева. Так что, возможно, в скором времени жесткий «интерактив» дойдет и до центральных каналов.
Налоговая дала добро. Между тем споры о юридическом статусе и соответственно законности телевикторин ведутся уже несколько лет. До сих пор непонятно, являются эти программы лотереями, азартными играми или публичными конкурсами. Организаторы настаивают на определении, при котором «интерактив» может работать без специальной лицензии. «При проведении телевизионных викторин мы руководствуемся 57-й главой Гражданского кодекса, то есть исходим из того, что такая викторина является публичным конкурсом, участник которого имеет возможность победить благодаря своим интеллектуальным способностям, – подводит юридическую базу Наталья Сыч, финансовый директор холдинга Next Media Group, одно из подразделений которого выполняет функции контент-провайдера. – В соответствии с названной главой участники информируются о правилах конкурса. Сообщение о стоимости участия в конкурсе, короткий номер доступа, телефонные номера call-центра и адрес сайта, где можно детально ознакомиться с правилами, размещаются в кадре, эту же информацию проговаривает ведущий. Правила конкурсов различны: например, ответить на вопрос получает возможность каждый 200-й участник. Кто-то скажет, что наши викторины – игры, основанные на риске. Это не так, мы не следуем принципу случайного определения выигрышей, наши победители – это участники, правильно ответившие на вопрос. Да и нет у нас игровых столов и автоматов, и мы не предлагаем заключать пари».
«У них действительно нет ни крупье, ни залов. Но в том, что все эти телевикторины – азартные игры, нет никакого сомнения, – не соглашается вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Евгений Ковтун. – Во-первых, в основе этих игр лежит принцип случайности – дозвонится зритель или не дозвонится. Во-вторых, отсутствие объектов налогообложения игорного бизнеса вовсе не означает, что эта деятельность к нему не имеет никакого отношения. Как бы то ни было, решающее слово за ФНС или арбитражным судом – именно им предстоит поставить точку в этом споре».
Несколько недель назад АДИБ, уверенная, что телевикторины следует рассматривать как азартные игры, обратилась в Федеральную налоговую службу с просьбой проверить, не нарушает ли программа телеканала ТВ-3 «Киномания» закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…». Ведь закон запрещает осуществлять подобную деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, а также средств связи, включая мобильную. Среагировав на запрос, ФНС наконец определила статус телеигр. Пресс-служба налогового ведомства заявила, что «интерактивные телепередачи, в которых отсутствуют принцип случайного определения выигрышей, розыгрыш призового фонда, а также для выигрыша в которых необходимы интеллектуальные усилия, соответствуют по признакам викторинам, а соответственно деятельность их не запрещена». После такого ответа деятели индустрии, приносящей десятки миллионов долларов ежегодно, вздохнули с облегчением.
РАЗОЧАРОВАНИЕ: А где же приз?
Владимир Лебедев, работавший в эфирной службе одного из каналов и принимавший участие в подготовке телевикторины, иначе как «мобильным обманом» подобные программы теперь не называет.
«У нас был конкурс, в котором нужно было отгадать актера или фильм, – вспоминает Владимир Лебедев. – Телезритель должен был позвонить по указанному номеру и назвать правильный ответ. После этого ему на телефон автоматически приходила sms, где говорилось, отгадал он или нет. Была интересная приписка, что выиграет тот, кто назовет правильный ответ наибольшее число раз. Помню, мы разыгрывали компьютер стоимостью 10 тыс. рублей. Кто-то из зрителей посчитал, что готов потратить на победу в конкурсе около трети названной суммы, и позвонил нам более 200 раз. Это был рекорд. Но, насколько мне известно, своего приза он так и не получил – зачастую это не предусматривается бизнес-планом интерактивных проектов».
Проблемы с телевикторинами возникли недавно у канала «Столица». «На нас обрушился шквал звонков от недовольных москвичей, которые уверяли, что участвовали в этих играх, не получали призы и не могли дозвониться по телефонам справочной службы одной из программ, – говорит коммерческий директор телеканала Юрий Рязанов. – В феврале руководство приняло решение отказаться от подобных программ. Мне кажется, что все эти телевикторины напоминают лотерею на рынке, где стоит человек с шариком, крутит его и предлагает выиграть приз. Как бы вы ни играли, все равно окажетесь в стопроцентном проигрыше. И люди знают, что их обманут, а все равно идут». Впрочем, у аналитиков телерынка другая информация на сей счет. «Мониторинг викторин на российских телеканалах в январе показал, что выигрыши получили около 1500 человек», – говорит Маргарита Зобнина.
Аудиторные показатели телевикторин за январь 2007 г.*ПрограммаТелеканалЗрители программы от общего числа москвичей, %Зрители программы от общего числа москвичей, тыс. чел. Зрители программы от общего числа телезрителей, %
Лови удачу38 канал / MTV 0,2929,831,86
Деньги по вызовуРен-ТВ 0,2929,252,51
КиноманияТВ-3 0,2222,350,83
Деньги на проводеТНТ 0,2020,411,36
Легкие деньгиТВ Столица 0,1717,200,99
Классики интеллектуальная играТВ Столица0,1414,250,50
Ночные игрыТНТ 0,1211,992,18
Ночной клубДТВ Viasat 0,033,180,58
Источник: TNS Gallup Media.* Исследуемая аудитория: москвичи старше четырех лет.
Журнал «Финанс.» №7 (193) 19-25 февраля 2007 — Игры
Ксения Леонова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.