АЛЕКСАНДР КОЖЕВНИКОВ, генеральный директор «Авангард-лизинга»:
— Рынок лизинга в ближайшие несколько лет обречен на быстрый рост. Если не на 50-70% в год, то как минимум на десятки процентов. В первую очередь это обусловлено вовлечением в орбиту лизинга новых отраслей. Например, в прошлом году очень сильно увеличился объем сделок по финансовой аренде авиатехники, предоставленной российскими лизингодателями. Я имею в виду только реальные договоры, в рамках которых воздушные суда уже введены в эксплуатацию. Серьезный рост демонстрирует рынок лизинга сельхозтехники. Суммарный объем сельхозтехники и оборудования для переработки аграрной продукции превысил $60 млн. Еще есть несколько отраслей, которые в ближайшее время будут активно использовать лизинг для осуществления инвестиций, например независимая энергогенерация.
ДМИТРИЙ КОРЧАГОВ, генеральный директор «Балтийского лизинга»:
— В ближайшие два года темпы развития российского лизинга сохранятся. Прирост портфелей крупнейших компаний будет ежегодно составлять 30-50%. Из-за прихода на российский рынок зарубежных фирм и банков конкуренция будет возрастать. Этот процесс будет сопровождаться падением доходности лизинговой деятельности для отечественных компаний и постепенным смещением интересов инвесторов в область малого и среднего бизнеса. Крупные российские промышленные предприятия начнут закрывать свои инвестиционные потребности за счет других источников, например собственных средств, прямых зарубежных заимствований, выпуска долговых бумаг. Усилится конкуренция со стороны зарубежных поставщиков оборудования и техники. Некрупные (с объемом портфеля не более $100 млн) лизинговые фирмы будут вынуждены совершать большое количество мелких однотипных сделок либо выставлять себя на продажу, либо объединяться.
АЛЕКСЕЙ ЛАБЗИН, генеральный директор «Главлизинга»:
— Несмотря на то что темпы роста в этом году будут, вероятно, ниже по сравнению с прошлым годом, сам рост лизингового рынка будет по-прежнему значительным. Увеличение объемов операций в сегменте финансовой аренды будет значительно превышать рост оперативного лизинга. Ощутимо обострится конкуренция как за счет увеличения активности известных игроков, так и из-за появления новых участников рынка. Этот процесс неизбежно повлечет за собой усиление ценовой конкуренции, что в конечном счете приведет к снижению маржи. Крупные игроки будут выживать за счет совокупного объема лизинговых сделок. Мы ожидаем укрупнения лизинговых компаний за счет слияний и поглощений.
КШИШТОФ ФЛОРЧАК, генеральный директор «Каркаде»:
— В качестве основного фактора развития лизинга в России следует отметить продолжающийся экономический рост. При условии сохранения данной ситуации увеличение рынка лизинговых услуг в следующем году может составить 60-70%. Наиболее успешными на нем окажутся компании, которые обслуживают те отрасли экономики, где наблюдается значительный рост, а также фирмы, развивающие свою филиальную сеть. Поэтому перспективные направления для лизинговых компаний — специализация и близость к клиенту, в том числе региональному.
АЛЕКСАНДР ВЕЖНОВЕЦ, генеральный директор «Номос-лизинга»:
— На протяжении двух последних лет российский рынок лизинговых услуг демонстрировал уверенный рост, который был обусловлен как внутренними, так и внешними позитивными факторами, основным из которых является высокая мировая цена на энергоресурсы. При отсутствии в ближайшее время каких-либо кардинальных перемен можно предположить, что рынок продолжит уверенный рост до тех пор, пока не достигнет показателей развитых стран, которые составляют 40-50% от всех инвестиций в основные средства. Повышенный интерес лизинговых компаний в ближайшее время будет направлен на финансовую аренду недвижимости, так как, несмотря на сложность в оформлении и регистрации сделок, они, как правило, являются крупными, достаточно обеспеченными и высокодоходными.
АЛЕКСАНДР ГРИДИН, генеральный директор «Лизинг-СДМ»:
— В развитии рынка лизинговых услуг сегодня можно выделить несколько тенденций, которые будут усиливаться в следующем году. Прежде всего речь идет о расширении географии. Если еще недавно рынок в основном был сконцентрирован в Москве и Петербурге, то в последнее время растет интерес к регионам. Вторая тенденция наблюдается в сегменте финансовой аренды автотранспорта — расширение ассортимента приобретаемых автомобилей и переход от лизинга преимущественно автомобилей представительского класса к финансовой аренде машин среднего класса. Третья тенденция — развитие микролизинга, то есть снижение средней суммы сделки. Конкурировать по ставкам на лизинговом рынке становится все сложнее, поэтому соперничество между компаниями смещается в область качества и скорости обслуживания.
РАЙНЕР БЕЕКЕС, генеральный директор «Фольксваген Груп Финанц»:
— В ближайшие годы рынок будет неуклонно расти, особенно это касается автомобильного сектора. Причины — увеличение спроса и преумножение капиталов. Потенциальные потребители уже научились доверять лизингу. Однако в будущем препятствием для развития может стать отношение налоговых органов к лизинговым компаниям. Сегодня поставщики услуг финансовой аренды сталкиваются с множеством проблем, даже будучи законопослушными. Если такая практика продолжится, это может стать сдерживающим фактором. Автомобильный рынок, безусловно, входит в число перспективных, и это касается как лизинга собственно автомашин, так и лизинга техники для дилеров и сервисных центров.
ЕЛЕНА ТРОФИМОВА, генеральный директор «Промпереоснастки»:
— На российском рынке не так давно появились лизинговые компании со 100-процентным участием иностранного капитала, имеющие возможность привлечения зарубежных инвестиций под низкие процентные ставки. Для расширения рынка эти фирмы будут существенно снижать ставку размещения лизинговых ресурсов, что приведет к увеличению доступности этой услуги и как следствие — к дальнейшему росту спроса.
КИРИЛЛ ЦАРЕВ, директор «Интерлизинга»:
— В новом году будет наблюдаться увеличение объемов лизинговых сделок, особенно в промышленности. Рост интереса индустриальных предприятий к финансовой аренде обусловлен прежде всего сильным износом оборудования. Особенно высокий спрос на лизинг ожидается в промышленном комплексе, строительстве, грузовых перевозках, авиации, деревообрабатывающем и бумажном производстве, а также при реализации легковых машин. На Урале, в Сибири и Поволжье возрастут обороты лизингового рынка, а в Центральном и Северо-Западном федеральных округах усилится конкурентная борьба. На рынок выйдут новые иностранные компании. Клиентам будут предлагаться более выгодные условия, в том числе снизятся ставки и увеличатся сроки лизинга, а также уменьшится длительность рассмотрения заявок.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО, коммерческий директор «Петролизинг-менеджмента»:
— Рост отечественного рынка сохранится, но не такой бурный, как еще три года назад. Конкуренция между отечественными лизинговыми фирмами обострится и достигнет своего кульминационного момента с более активным выходом на российский рынок зарубежных структур, обладающих «дешевыми» и «длинными» финансовыми ресурсами. Вероятно, произойдет некий отсев мелких отечественных игроков и слияние более крупных. Однако я не разделяю страхов по поводу массового вытеснения иностранцами отечественных лизингодателей, так как многие из них, работающие в рамках финансово-промышленной группы или банка, имеют доступ к дешевому западному финансированию. Кроме того, большинство иностранных фирм имеют строго формализованный подход к анализу финансовой отчетности клиентов, и все «неучтенное» и «утаенное» они к рассмотрению не принимают даже под видом так называемой управленческой отчетности. Наши лизингодатели в этом вопросе гораздо более гибки и лояльны, что является их неоспоримым преимуществом.
МИХАИЛ МАРГОЛИН, управляющий директор «Ресотраста»:
— В ближайшее время можно прогнозировать увеличение темпов роста отечественного рынка. В связи с быстрым ростом российской экономики и совершенствованием законодательства спрос на лизинговые услуги будет увеличиваться еще быстрее. Наиболее интересным направлением является область малой энергетики. Кроме того, значительным потенциалом обладает финансовая аренда строительной и специальной техники и оборудования, автотранспорта. Также перспективны направления лизинга телекоммуникационного и IT-оборудования и оснащения для нефтедобычи и нефтепереработки.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ, директор по развитию бизнеса «Европлана»:
— На рынке лизинга в России сложилась уже достаточно устойчивая тенденция роста, а его показатели достигали 50%. Все предпосылки для дальнейшего роста сохранятся, по мере роста лизинговых компаний все возрастающий спрос будет предъявляться к решениям в области автоматизации бизнес-процессов.
Бюджетная подпитка
В 2000 году в системе федерального лизина появляются новые фигуранты. В уставной капитал новой компании «Росдорлизинг», специализирующейся на финансовой аренде дорожной техники и оборудования, было инвестировано 250 млн рублей. В 2002 году Финансовая лизинговая компания и «Ильюшин Финанс Ко» выигрывают тендер и продают по 38% своих акций государству, которое ежегодно стало выделять на финансирование этих структур свыше $100 млн.
Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 — Лизинг
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.