«Ф.» проанализировал около сотни отчетов. По сравнению с документами 2003 года они стали информативнее, материалы подаются более качественно. Однако в плане креативности «отчетописцы» особо не продвинулись. Некоторые кредитные организации вообще сдали свои позиции.
Отчет Международного промышленного банка подкупил «Ф.» яркими и оригинальными вставками в авангардно-промышленном стиле, а также четкой структурой информационной подачи. Практически все разделы сопровождаются графиками и диаграммами, которые делают отчет более содержательным и интересным. В документе нет ничего лишнего, вся информация изложена сжато и очень доступно.
После изучения этого отчета стало ясно, как развивается банк и какие цели перед собой ставит, тогда как документы многих других участников конкурса наводят на мысль, что руководство финансовых институтов смутно представляет будущее своих детищ.
Отчет Межпромбанка победил в главной номинации — «Информативность». Кроме того, он стал первым в категории «Информация для акционеров»: стратегия развития, состав кредитного портфеля, а также результаты деятельности описаны в документе очень емко.
В «КИТ Финансе» созданием отчета занимались люди с хорошим вкусом и чувством меры, поэтому он победил в номинации «Дизайн». Особых изысков в отчете нет, однако цветовой набор очень приятный и в то же время живой и броский: сочетание ярко-розового цвета с гаммой приглушенных оттенков. Кроме того, в документе использован интересный, хотя и не новый элемент — прозрачные страницы с нанесенными на них фотографиями.
Любопытный ход в оформлении своего отчета сделал Связь-банк. Он использовал увеличенные изображения информационных графиков, как бы накладывая их на иллюстрацию, сопровождающую каждый раздел. Отчет по информационной нагрузке и сбалансированности не уступает двум упомянутым выше докладам. Однако анализу основной деятельности банка и ее результатам отведено всего четыре страницы, тогда как многие другие банки отнеслись к ее описанию более серьезно.
Претендентом на «Информативность» был отчет банка «Электроника», но он проиграл из-за «смысловых дефектов». Например, в разделе, посвященном организационной структуре банка, есть диаграмма, изображающая количество заседаний совета кредитной организации и вопросов, рассматриваемых на них в течение 2004 года. Эта диаграмма смысловой нагрузки нести не может, поскольку важно не число заседаний, а результаты, которые были достигнуты банком и его советом. Еще «Ф.» поразила схема под названием «Причинно-следственные связи сбалансированной системы показателей». Более запутанной и непонятной графической конструкции не удалось обнаружить ни в одном из имевшихся в распоряжении «Ф.» отчетов.
За титул самого креативного отчета боролись банк «Центрокредит», Оргрэсбанк и Импэксбанк. В итоге «Ф.» отдал предпочтение последнему. Неофициальные фотографии менеджеров кредитной организации в начале каждого раздела очень оживляют документ. Было любопытно посмотреть на председателя правления Импэксбанка в спортивных трусах, а его заместителя в полном снаряжении для дайвинга. Смелый ярко-бордовый цвет отчета сразу привлекает внимание.
«Центрокредит» проиграл из-за того, что его доклад, оформленный под почтовую марку, как две капли воды похож на «книжечку» Промышленно-строительного банка. Кроме того, «Центрокредит» чересчур увлекся саморекламой и перечислением своих достоинств. В отчете он гордо пишет о том, что уделяет «особое внимание сохранению нормальной экологической обстановки» в том районе, где он находится. Так, например, кредитная организация использует только «экологически чистые пакеты для мусора», а мойку автотранспорта производит на «специально предназначенной для этого территории». Кроме того, в особую заслугу банк вменяет себе то, что он «проводит механическую уборку территории без применения химических средств», причем «вне зависимости от времени года».
Оргрэсбанк отказался от бумажной версии отчета, поместил всю информацию на диск и в результате проиграл. Упаковка электронного носителя сделана с юмором: выполнена в виде настенного раскладного календаря и даже содержит барометр, которому «все ясно», компас, показывающий на «правду», и «счастливые часы». Однако содержание, как это часто бывает, подвело форму. Информацию, записанную на диске, вообще сложно назвать годовым отчетом — это разрозненные данные, большую часть которых составляли бухгалтерские формы с довеском в виде описания учетной политики банка.
Какого-либо интересного анализа деятельности кредитной организации «Ф.» в этом докладе не обнаружил. Кроме того, банк не внял прошлогодним рекомендациям «Ф.» по поводу публикации фото председателя правления Игоря Когана на странице с его обращением. Вместо этого создатели отчета вообще убрали приветственную речь.
Зато Газпромбанк последовал совету «Ф.» и поместил на страницах своей отчетности фотографию председателя правления банка Андрея Акимова, которой раньше, по всей видимости, не было даже у пресс-службы банка.
В номинации «Оригинальное решение» «Ф.» отметил отчет Газэнергопромбанка, который содержит необычные квадратные диаграммы, показывающие процентную структуру. Такие графические элементы все другие банки публикуют в виде колец или кругов, копируя друг друга.
Газэнергопромбанк также выиграл в номинации «Информация для клиентов», разделив ее с Инвестсбербанком. В документах двух кредитных организаций акцент сделан именно на услуги и результаты, достигнутые в этой сфере. На эту номинацию претендовал также Промсвязьбанк, но уступил в конкурентной борьбе, поскольку его отчет, несмотря на хорошее изложение, был менее содержательным.
Журнал «Финанс.» № 47 (137) 19 декабря 2005 — 8 января 2006 — Банки
Наталья Логвинова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.