Паркетная десятка

Делая прогнозы на нынешний год («Ф.» № 49, 2007), представители зарубежных концернов предрекали существенное увеличение российского спроса на компактные внедорожники. Правда, с ними не поспорил бы и дилетант: кроссовер – один из самых популярных сегодня кузовов. Так же, как и, собственно, ценовая ниша от $35 тыс. до $50 тыс. И если до недавнего времени она была представлена скудновато, то в течение последних двух лет производители ринулись ее наполнять. В России появились Chevrolet Captiva, Nissan Qashqai, Opel Antara, Peugeot 4007, Ford Kuga. Осенью ожидается первая партия собранных в Калуге Volkswagen Tiguan, на подходе – Renault Koleos…

Так вот, всех вышеперечисленных моделей в нашем сегодняшнем рейтинге нет. Они слишком свежие. В исследование вошли те, что появились на рынке не ранее 2005 года.

Галерея. Это шесть «японцев» (Honda CR-V, Nissan XTrail, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander, Suzuki Grand Vitara и Toyota Rav4), три «корейца» (Ssang Yong Rexton, Kia Sportage и Hyundai Tucson) и один «англичанин» (Land Rover Freelander). Поскольку этот класс нельзя назвать экономичным даже с большой натяжкой, то в базе у всех присутствуют такие опции, как гидроусилитель руля, подушки безопасности, анти­блокировочная система. Большинство моделей оснащено бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач, исключение составляют дизельные Rexton и Freelander (последний – с механикой). У обоих в линейке представлены бензиновые версии, но с объемом двигателя от 3 л. А главной задачей при выборе комплектаций было максимально приблизить их друг к другу. В том числе, конечно, по объему двигателя – для города (а мы ведем речь именно о повседневной езде) с его пробками два литра вполне достаточно. При этом найти среди вариантов одной модели самый оптимальный с точки зрения «цена – наполнение». Так, если доплата за кожаный салон доходила до 90–100 тыс. рублей, мы склонялись к более доступной версии. Но если речь шла о 40–50 тыс., предложение принималось. Что касается Rexton, то он несколько выбивается из общего ряда – у него здесь самая высокая цена и мощность. Но в следующем ценовом классе кроссоверов цены начинаются от $65 тыс. (VW Touareg, Nissan Murano, BMW X3 и т. д.), поэтому Ssang Yоng остался в рейтинге.

Портрет страхователя. Средняя годовая стоимость полиса каско для десяти участников рейтинга – 65 тыс. рублей. Она могла быть существенно выше, если бы в графе «стаж владельца» стояло «менее двух лет». Или немного ниже – выбери «Ф.» вариант «более 9». Но для чистоты эксперимента мы решили остановиться посередине. В итоге на получившиеся тарифы может рассчитывать 28-летний (и старше) мужчина с опытом вождения 5–9 лет включительно, допускающий за руль ограниченный круг водителей. А именно – еще одного человека, например супругу, которая также ездит более двух лет (последнее относится уже к выбранным условиям по ОСАГО).

Но эти факторы влияют на сумму страховки не столь значительно, сколь данные о самом авто. Скажем, каско рассчитывается исходя из его стоимости и факторов риска, известных компании-страховщику. «Из вашего списка я сразу могу выделить Toyota Rav4 – у него повышенный коэффициент по риску «угон», – поделился с «Ф.» Дмитрий Кузнецов, начальник департамента автострахования «Росно». – На такие машины мы, как и многие крупные компании, рекомендуем устанавливать спутниковую сигнализацию. Тогда снижается процент, а выгоду можно ощутить через пару лет».

Да, у Rav4 действительно этот показатель самый высокий из автодесятки: 5% против базовых 0,5% (мы использовали калькулятор одного из крупных страховщиков со средними тарифами). А вот по риску «ущерб» чемпионом стал Subaru Forester – 7,97%. У него вообще самое дорогое каско. Причина, видимо, в высокой стоимости узлов и деталей.

Самый выгодный автомобиль. Рейтинг 

Страхование рассчитывалось с учетом безаварийной езды в течение всего рассматриваемого периода.

Магия трех и английская дюжина. Число три – священное для любого владельца нового авто. Именно столько лет длится гарантийный срок эксплуатации автомобиля. Что бы ни «полетело» в его конструкции без вины владельца (вследствие брака), меняется бесплатно в техцентрах, обслуживающих именно этот брэнд. Правда, для того чтобы гарантия не утратила своей силы раньше времени, необходимо соблюдать целый список правил – в частности, вовремя приезжать на плановое техобслуживание. График прохождения ТО для каждой машины индивидуален: скажем, Toyota Rav4 должна «показываться врачу» каждые 10 тыс. км пробега, а единственный «англоязычный» участник рейтинга – Land Rover Freelander – предпочитает шаг в 12 тыс. Наиболее же часто встречалась периодичность в 15 тыс. км.

Каждый такой визит стоит ощутимых затрат. Для рейтинга мы взяли базовые тарифы станций ТО – никакого форс-мажора, только плановые замены масла, фильтров, колодок и других расходных материалов. Расценки этих работ базируются на количестве нормо-часов, выделенных для каждой операции (они не у всех одинаковые: например, чтобы заменить перегоревшую лампочку ближнего света, на одной машине достаточно снять саму фару, а на другой придется демонтировать бампер: особенности конструкции, прописанные в спецификации на транспортное средство). Стоимость нормо-часа тоже для всех марок разная, что вносит свою лепту в результаты исследования.

Но вот три года подходят к концу. В среде обеспеченных и активных людей, любящих машины, хорошим тоном считается именно в этот период менять «старое» авто на новое. Причем сбывать машину с рук нужно быстрей – желательно за пару месяцев до окончания гарантии: это дает потенциальному покупателю уверенность в безупречном состоянии авто, а продавцу – возможность получить ту сумму, на которую рассчитывал. В среднем, по мнению специалистов из «Ингосстраха», машины дешевеют в первый год на 20%, в последующие три – на 10% ежегодно. Это правда: 4-летки из данного сегмента стоят примерно на 100 тыс. рублей дешевле 3-леток.

Что осталось на обочине… Несмотря на популярность вышеперечисленных автомобилей у воров, а также на то, что в столице в последнее время не дремлют поджигатели, мы решили отказаться от включения в рейтинг расходов на оплату машино-места. Хоть и вывели среднюю (в зависимости от района и условий) цену его ежемесячной аренды – 4500 рублей. Из десяти опрошенных «Ф.» автовладельцев лишь двое пользуются гаражами: один снимает, другой имеет оный в собственности. Остальные предпочитают парковаться во дворе, уповая на страховку. Которая, как известно, не спасает от случая, а лишь компенсирует потери (не в полной мере и не сразу). Но здесь каждый – сам кузнец своей безопасности. Мы не стали навязывать эту опцию. Равно как и расходы на аксессуары и автокосметику.

…и что пригодилось. А вот еженедельную мойку – 350 рублей за кузов и коврики, плюс раз в месяц – комплексную, с пылесосом, за 650, – решено было включить в список. И покупку зимних шин – ее все равно никому (кроме покупателей Hyundai Tucson, где вторая резина входит в комплектацию) не избежать. Зимы в России бывают суровыми, дорожное полотно тем более, поэтому резину от ведущих производителей рассматривали только шипованную.

Что же касается расхода топлива, то для расчета использовалась «городская» цифра из спецификаций моделей: редкие вылазки на свободные трассы, когда горожанин-автолюбитель жжет меньше бензина или дизтоплива, компенсируются путешествиями по московским заторам.

Результаты. Почти все цифры оказались близкими друг к другу – первые четыре различаются и вовсе незначительно. Кроме того, подтвердилась истина, что более дорогие машины и расходов требуют более высоких. Хотя в любом случае владение «колесами» этого класса предполагает наличие значительных свободных денег. И имеющий их, скорее всего, воспользуется принципом «нравится – не нравится». В конце концов, кроме сухого подсчета при выборе автомобиля человек руководствуется и личным вкусом.

Методика составления рейтинга

Цель рейтинга – определить, какой автомобиль наи­более выгоден с финансовой точки зрения в своем классе по итогам полноценной эксплуатации и последующей продажи.

Рассматриваемый период – три года: именно столько времени действует заводская гарантия. Соответственно, «участниками» рейтинга должны быть модели, не менее трех лет официально продаваемые в России.

Все расчеты произведены исходя из ежегодного пробега 20 тыс. км (средняя цифра для московского автовладельца, не использующего личный транспорт в работе). За три года, соответственно, 60 тыс. км.

В качестве расходов рассматривались основные пункты: стоимость ОСАГО и каско, обязательное техническое обслуживание в фирменных сервисных центрах, стоимость топлива, шиномонтажа, комплекта зимней резины и еженедельной мойки.

В качестве дохода – цена, за которую можно продать 3-летний автомобиль данной модели и схожей комплектации в отличном состоянии, купленный у официальных дилеров и эксплуатируемый в России.

Ключевой показатель рейтинга – сумма затрат на три года, сальдированная с рыночной стоимостью 3-летнего автомобиля (цена продажи подержанной машины минус расходы за весь период). Получается минусовое значение, означающее чистый расход на владение именно этой машиной.

Основной ранжирующий показатель – лучший финансовый результат (наименьший уход в минус). Информация для исследования получена из представительств автоконцернов, с сайтов официальных дилеров, станций техобслуживания, продавцов комплектующих. При расчетах страховок использовались калькуляторы крупных российских страховых компаний. Средние цены на топливо приведены с учетом данных рейтинговых агентств, стоимость подержанных иномарок выяснена посредством мониторинга сайтов бесплатных объявлений.

Примечание. Все цены, кроме отдельно оговоренных, указаны в рублях.

В МИРЕ: Ford стал легче

Завершилась одна из самых громких сделок на мировом авторынке.

В британском Гайдоне, в штаб-квартире Jaguar Land Rover по этому поводу состоялась официальная церемония с участием председателя совета директоров Tata Ратана Тата и топ-менеджеров английской компании, до сего момента принадлежащей автогиганту Ford. Сделка включила в себя права собственности на Jaguar Land Rover, то есть бессрочное владение всеми правами на интеллектуальную собственность, заводы, два дизайнерских бюро в Великобритании, а также на национальные компании по продажам.

Глава индийского концерна пролил свет на перспективы исконно английских марок. «Jaguar и Land Rover сохранят свои уникальные отличительные особенности и будут следовать своим прежним планам по развитию бизнеса», – заверил он. Кроме того, нынешние сотрудники не потеряют рабочие места. В частности, сообщили в Tata, свою должность сохранит гендиректор Jaguar Land Rover Дэвид Смит.

Связь новых и старых владельцев в ближайшее время будет крепка. Так, на время переходного периода Ford предоставит IT, бухгалтерскую инфраструктуру и испытательное оборудование. Компании продолжат также сотрудничество в области дизайна и новых разработок, создания гибридных технологий и трансмиссий.

Что касается финансовых услуг, то в первые месяцы дилерам и покупателям их продолжит оказывать Ford Motor Credit Company, но новый владелец брэндов уже ищет новых финансовых партнеров и обещает скоро обнародовать свой выбор.

Сделка в цифрах

$8,8 млрд – доход Tata Motors в 2007–2008 финансовом году

$2,3 млрд стоила индийскому автогиганту покупка компании Jaguar Land Rover

$600 млн составили выплаты Ford в систему пенсионного обеспечения Jaguar Land Rover

25 лет Дэвид Смит работает с Jaguar Land Rover и Ford

2 июня 2008 года английская компания перешла во владение Tata

$2,5 тыс. стоит Tata Nano – самый дешевый автомобиль в мире

СОБЫТИЕ: Кому – Калуга, кому – Алабуга

Два совместных предприятия (СП) решили пойти проторенными дорогами своих коллег-конкурентов.

Член правления Peugeot Citroen Ролан Варданега и президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко на прошлой неделе заложили первый камень в строительство завода в Калужской области. Долевое участие в СП французской­ и японской сторон составляет 70% и 30% соответственно. На предприятии, которое заработает в 2011 году, будет занято около 3 тыс. сотрудников. Совокупный объем первоначальных инвестиций обоих партнеров составит 470 млн евро. Ежегодно завод будет выпускать 160 тыс. автомобилей класса С и внедорожников для реализации на российском рынке. Впоследствии мощность завода может быть увеличена до 300 тыс., если спрос превысит существующие предложения. Гендиректором нового СП стал Дидье Алетон, экс-директор проекта Peugeot Citroen в России. По словам Осаму Масуко, переговоры по проекту длились больше года. А Sollers (бывшая «Северсталь-авто») и Fiat Group подписали соглашения о создании двух совместных пред­приятий в свободной экономической зоне Алабуга: по производству и дистрибуции легковых автомобилей Fiat и по выпуску дизельных двигателей. Доли в новых СП будут распределены между Sollers и Fiat в пропорции 50/50. В результате уже в текущем году начнется выпуск нового седана Fiat Linea и производство двигателей.

«Это партнерство усиливает стратегию Fiat по созданию альянсов и расширению присутствия на мировых рынках», – отметил гендиректор итальянского концерна Серджио Маркионне.

Напомним, «Северсталь-авто» сотрудничает с группой с 2006 года.

МНЕНИЕ

Ролан Варданега, производственный и технический директор Peugeot Citroen:

– Почему мы выбрали именно Калугу? Причин много, я приведу некоторые из них: во-первых, это высокий уровень экономического развития области, широкий бассейн занятости, близость к ведущим автомобильным рынкам страны. Во-вторых, стремительное развитие автомобильной промышленности в регионе, что создало хорошие условия для привлечения поставщиков комплектующих. А также и даже в первую очередь – оказанные нам прием и поддержка со стороны администрации Калужской области, в частности губернатора Анатолия Артамонова.

АВТОПРОБЕГОМ

Платную дорогу «Западный скоростной диаметр», соединяющую южные районы Петербурга с трассой «Скандинавия», будет строить консорциум «ЗСД Невский меридиан». В него входят Strabag и Hochtief (Германия), Bouygues (Франция), Egis (Нидерланды), а также «Базэл» и петербургский «Мостоотряд № 19». Стоимость проекта – 212,7 млрд рублей, длина – около 50 км.

«Фольксваген Груп Рус» открыл в Москве свой единый учебный центр Group Academy для сотрудников марок Audi, Volkswagen и Skoda. Специально для Group Academy разработана система Training Management, связывающая центр через интернет с дилерскими центрами.

Hyundai приступает к строительству завода в Петербурге. Инвестиции в проект составят около 330 млн евро, предприятие начнет работу в декабре 2010 года и будет выпускать машины С-класса, а к концу 2011-го планируется достичь производственной мощности 100 тыс. автомобилей в год.

20 млн акций Ford собирается приобрести американский инвестфонд Tracinda за $170 млн, увеличив таким образом свою долю вкомпании с 4,7% до 5,5%

Журнал «Финанс.» №23 (258) 16 июня — 22 июня 2008 — Автофинансы
Анна Чистоделова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.